28 июля — День Крещения Руси
Это государственная памятная дата нашей страны, законодательно установленная 13 лет назад в память о крещении киевлян князем Владимиром. «Вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы» («Повесть временных лет»).
Событие относят к 988 году — эта дата значится в «Повести временных лет». Согласно ей киевский князь Владимир крестился в захваченном им греческом городе Херсонесе, где взял в жены византийскую царевну Анну. Вернувшись домой, он начал крестить киевлян, а потом и жителей других городов. Но согласно другому источнику — «Память и похвала князю русскому Владимиру» — князь крестился до захвата Херсонеса, еще в 987 году, причем в родном Киеве, где уже были православные священники.
Процесс христианизации занял не один день, месяц или год, и даже не десять лет. Число празднования выбрано, потому что 28 июля православная церковь чествует память князя Владимира, признанного святым и равноапостольным как раз за то, что обратил Русь от язычества к христианству.
Вокруг крещения Руси Владимиром много мифов и споров. В советских учебниках писали, что это политический акт. Во-первых, все вокруг христиане, и нам тоже нужно, а то уважать не будут. Во-вторых, людьми одной веры легче управлять, особенно если вера — монотеистическая (то есть признает существование только одного Бога, а не многих, как было в дохристианской Руси).
Но кроме православных христиан (Византийская империя) Русь имела тесные отношения с другими монотеистическими культурами. Например, с католической Западной Европой, с мусульманскими арабскими странами, с иудейским Хазарским каганатом. Какое-то время было модно цитировать легенду из «Повести временных лет» о выборе князем веры — как его послы побывали в разных странах, посмотрели богослужения и сочли, что православное — самое красивое. И еще князю не понравилось, что в других культурах нельзя пить вино и есть свинину.
Конечно, это всего лишь легенда. Так уж сложилось, что именно с Византией в то время были наиболее тесные культурные и политические связи, да и многие представители киевской элиты крестились там (даже бабушка Владимира княгиня Ольга). Вероятно, решение о выборе веры было не княжеским, а коллективным, — оно устраивало и купцов, и дружинников.
Считается, что принятие православия резко повернуло вектор развития нашей страны вверх, в сторону прогресса. Русичи научились строить из камня величественные церкви, читать, писать, рассуждать на религиозные темы, делать красивую мозаику и писать иконы. А до этого только и могли, что рубить из дерева истуканов.
Но письменность существовала на Руси и в языческий период (известна гнездовская надпись начала 10-го века). В дохристианские годы составлялись письменные договоры между Русью и Византией. Очевидно, что было на Руси и строительство, и другое искусство.
Но, безусловно, с христианизацией масштабы всего этого изменились, потому что на Русь привезли священников, ученых монахов, архитекторов из Константинополя (сегодняшний Стамбул). И по княжескому приказу стали обучать грамоте детей из знатных семей, чтобы они могли разбирать богослужебные книги.
Важно то, что христианство — религия не только книги, но и морали. Язычество же основано на поклонении естественным силам природы и не стремится ограничивать человека больше, чем необходимо для его жизни в обществе. Поэтому христианство очень помогло привить людям более строгие нормы поведения и вывело на более высокий уровень культуру взаимоотношений.
Есть мнение, что приказ князя всем явиться на реку и креститься никакого сопротивления не вызвал. Язычество на Руси было слабым, и все, конечно, понимали, какие перспективы сулит новая вера. Тем более согласно «Повести временных лет» Владимир сказал: кто не придет завтра на берег, тот враг мне, какой бы знатности или богатства человек ни был. Вот все и пошли.
С другой стороны, вряд ли представители разных племенных союзов, входивших в образование «Русь», так легко отказались от своих взглядов и спокойно наблюдали, как Владимир разоряет капища и сжигает статуи племенных богов. Ведь всего-то восемь лет назад они отказались принять княжескую религиозную реформу, утверждавшую Перуна главным божеством пантеона.
Проблема в том, что до наших дней дошло очень мало источников о том времени. «Повесть временных лет» составлялась намного позже, в 11-м веке, ее писали и многократно редактировали христианские монахи, заинтересованные в защите своего мировоззрения. Поэтому сейчас для уточнения сведений используются данные археологии и иностранных источников.
Конечно, язычество не исчезло в 988 году. Само крещение жителей разных градов Руси не могло пройти так быстро, хоть и проводили его на водоемах, чтобы крестить сразу побольше людей. Любой процесс изменения мировоззрения идет очень медленно. Многие крестились формально, чтобы угодить правителю, а сами оставались верны вере своих предков.
Тем не менее к концу 11-го века (то есть через сто лет после Крещения Руси) историки фиксируют изменения культуры местных жителей. Например, полностью изменился погребальный обряд — исчезли трупосожжение и насыпание курганов, горожане к этому времени стали хоронить своих родственников по христианскому обычаю. Распространились серебряные нательные крестики. Одежда, ее орнамент и украшения стали более скромными. Хотя сохранились украшения языческого времени — например, шейные гривны и височные кольца — только с византийским, а не славянским орнаментом.
С другой стороны, многие языческие традиции адаптировались к христианской вере и дошли до наших дней. Появилось так называемое народное христианство. Его частью является празднование Масленицы, Святок, Ивана Купалы (тут даже в названии соединились Иоанн Креститель и языческий Купала), христианство и язычество переплелись в народных приметах и заговорах.
Долгое время оставались глухие деревни, где о христианстве вообще не слышали. В фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» как раз показана такая деревня, куда забрел молодой монах-иконописец в 15-м веке.
Крещение Руси — важнейшее историческое событие, повлиявшее на нашу историю и культуру. Православное христианство является самой распространенной и влиятельной религией в России. По данным сайта rosinfostat.ru, 74 % россиян относят себя к православным. Еще 10 % — духовные, но не религиозные люди; 7 % — мусульмане, 5 % — атеисты, 2 % — исповедующие другие верования и по 1 % — католики и протестанты.
На фото: фрагмент фрески «Крещение Руси» В.М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1895-1896 гг.