Найти тему
Анастасия Психолог

Ущербность, фрустрация и отвержение в нарц. травме

Речь пойдет не о какой-либо оценке носителя той или иной личностной черты или оценке чьих-то внешних проявлений, говоря о нарциссической ущербности хочется разобрать ее именно с точки зрения внутреннего процесса как длщегося ощущения, от которого нарцисс стремится уйти.

Ощущение или чувство ничтожности наверное и есть "застрявшая" и не прожитая фрустрация какой-либо важной потребности. Если чувство не было осознанно, прожито и так или иначе отреагированно с присвоением опыта, оно как бы "консервируется", при этом никуда не деваясь. Состояние перманентной фрустрации в таком случае гуляет рядом с нарциссическим стыдом и оценкой "реальный я какой-то не такой" (какая-то важная потребность же на том или ином этапе развития не была удовлетворена, а отличить себя / потребность / реагирование Другого нарциссическая личность не могла ввиду также раннести момента своего фрустрирования).

По большому счету, все последующее время нарциссическая личность пытается "разрешить и завершить потребность", попробуя скомпенсировать то самое чувство всемогущести (я хочу - я удовлетворяюсь), которое могло бы быть испытанным в совсем раннем периоде, но по какой-то причине этого не случилось, а вместо этого произошла сверх-фрустрация в том числе эмоциональных потребностей.

С точки зрения нарц. травмы подобный дефицит донасыщается через терапевтические отношения, которые иногда так и могут называться - "эмоциональное донашивание" в искусственной среде. Там же возможно корректировать подкрепление "выражение эмоциональной потребности - ее фрустрация" на "выражение эмоциональной потребности - возможность размещать свои чувства в пространстве Другого - возможность размещать свои чувства в пространстве себя".

Терапевтический процесс осложняется тем, что клиенту самому тяжело выдерживать себя "живого, не застывшего, реального" (в порой очень сложных чувствах), но клиент может забрать опыт проживания чувств поняв, что, например, его не отверг терапевт. Выдержав опыт "не отвержения", формируется новый "опыт", на который можно опираться и вне рамок "инкубационных отношений".

Также процесс осложняется тем, что клиенту тяжело выдерживать "приближение терапевта", ведь с каждым "разделенным и прожитым чувственным опытом" происходит сближение. Подкрепление "близость - больно или страшно" может также запускать целый ряд защит, препятствующих контакту. (Когда, например, в более раннем опыте близость угрожала, например, поглощением или наоборот была дистантной и только функциональной).

Отдельный момент - проекция на терапевта, что это именно терапевт отвергающая фигура. Это тоже один из важных "водоразделов" в процессе терапии, когда нужны будут силы чтобы принять, что возможно в контакте происходит собственное «ожидание отвержения Другого, которое и запускает потом целый спектр защитных механизмов (в т.ч. обесценивание), что препятствует контакту и развитию отношений в принципе...»

Условно благоприятное разрешение терапии подразумевает, что донасыщение происходит и на основе этого опыта возможна коррекция внутриличностых отношений для формирования новых адаптаций отношений с самим собой. Все, что глубже травмы подразумевает, что потребность в "испытании всемогущества" (я изъявляю потребность - на нее реагируют, я удовлетворяюсь, мне хорошо и спокойно, я увиден и отстроился через реагирование Другого на меня, я есть) недоносыщаема в принципе. Пытаясь разрешить это, нарцисс снова и снова будет пробовать ее донасытить, однако эффект будет подобен провалу в черную дыру.

Еще больше статей:

Запись на консультацию

заполнить короткую форму https://forms.yandex.ru/u/66543169d0468801d8e72651/

или телеграмм @AnastasiyaDudkina