В 30 километрах от родины певца земли русской Есенина небольшой посёлок Дивово. А там, якобы, отличительная особенность земли русской. Старинный минарет. Как не заехать?
К тому же, там старинная усадьба была. От которой, вроде, ничего не осталось. Но вдруг.
В википедии пишут. Мол, усадьба была построена для графа Кутайсова. В других, более солидных источниках,- мол, с начала 18 века имение Дивовым принадлежало. Отсюда и название поселка.
А минарет- часть большого дома. Который построил тогдашний владелец. Николай Андрианович Дивов.
Зачем русскому помещику минарет?
Якобы, привёз из турецкого похода то ли турчанку, то ли целый гарем. И чтобы она (они) не скучала на чужбине и построил это вертикальное сооружение.
От его дома, действительно, ничего не осталось. К 1850 году уже приступили к внутренней отделке особняка. Соседи уже восхищались причудливым строением. «На не очень высокой горе строился тогда каменный, изящный, но причудливой архитектуры двухэтажный с мезонином дом, представляющий смесь древнерусского стиля с швейцарским шале, и к одному углу дома примыкал высокий минарет, оканчивающийся мусульманскою полулуною, блестящею издалека».
Но вдруг, Николай Андреанович решил заняться коневодством. «Изящный, но причудливой архитектуры» дом был забыт. И все силы были брошены на строительство конюшен. Сам барин поселился в старом домушке. Небольшом. Но зато из него можно было прямо в стойла пройти.
А недостроенный дом сначала использовался под склады. Корм хранили. Для любимых лошадок. А потом и вовсе разрушился.
А вот минарет, якобы, до сих пор стоит.
На яндекс- картах такая достопримечательность не обозначена. Поэтому заранее вбил координаты. Но, думаю. Минарет. Высокий. К тому же- на горе. Издалека виден.
Поехал на вбитые координаты. Выехал к конюшням.
Похоже, старые.
Лошадки по загонам прогуливаются.
Живёт дело Николая Андриановича.
Дальше шла какая-то невразумительная дорожка. На которую навигатор побоялся ехать. Повёл в обратную сторону.
- Не подскажете, где минарет?- обратился я к проходящей мимо женщине.
- Так вам обратно. Мимо конюшен- любезно объяснила женщина.
- Так там дорожка непроезжая.
- Вот по ней и езжайте.
И, взглянув на мою машину, добавила.
- Сколько сможете. А дальше- пешком.
Смог я не очень далеко. Дальше- по лесной дорожке. Пристально вглядываясь в уходящие вверх заросли.
Вот. Вроде тут. Буквально метров сто. Влево. Никакой тропки не видно. Навигатор предлагает карабкаться. Сквозь дебри.
Груда каменных обломков.
Неужели это всё, что от знаменитого минарета осталось? Уже собрался продираться обратно. Бросил вверх прощальный взгляд.
Неужели оно?
Покарабкался выше.
К небу устремилось что-то похожее на фабричную трубу.
Оно.
Высокая. Снизу сразу вся в кадр не помещается.
Обошел вокруг.
Обнаружил. Вниз вполне нормальная тропинка идет. Ну как нормальная? Идти можно. Без опаски. Ноги поломать. Как я её пропустил?
Зато с тропинки минарет можно целиков сфоткать.
И даже «мусульманскую полулуну».
Которая, правда, уже не «блестит издалека». На горе ищущим минарет путникам.
В трубе- две дыры.
Одна вход в какое-то подземелье.
Замуровано.
Другая- выше- внутрь трубы.
Ступенек, чтобы наверх подниматься, уже нет.
Прекрасная турчанка (или турчанки), якобы, бросились вниз с этого минарета.
То ли тоска по родине. То ли барин стал слишком много внимания любимым лошадкам уделять.
Но как излагал краткое содержание своей жалостливой песни А.Абдулов «В общем все они умерли».
Вот такая печальная история.