День 10 Мухаррама, разбередивший наши души мученической смертью Хусейна – это великий день скорби для всего исламского мира.
Хотя, с материальной точки зрения, этот день и кажется великим горем, по сути 10 Мухаррама Имам Хусейн (АС) достиг степени мученика – самой великой степени после пророчества.
Имам Хусейн (АС) – господин всех мучеников.
Нам нужно скорбеть по одной из двух вверенных нам Достопочтенным Пророком (САВ) на хранение вещей – Ахль аль-Бейт.
От Имама Садыка (АС) приводится следующее:
«Не пристало плакать ни из-за какого горя, кроме того, что постигло Хусейна (АС). В оплакивании Хусейна б. Али есть большое благо и награда» (Камиль аз-зийарат, с. 101).
Оплакивание Имама Хусейна - это сунна нашего Пророка Мухаммада (САВ):
В источниках передаётся, что Аиша сказала: «Хусейн ибн Али (да будет мир с ним) пришёл к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство) в тот момент, когда ему было ниспослано откровение. Хусейн залез на спину Пророка и играл с дедом. Джабраил сказал его светлости: «О, Мухаммад! Вскоре после тебя, твоя община взбунтуется и убьёт этого твоего сына». Затем Джабраил дал Пророку песок (кусок земли) и сказал: «На этой земле твой сын будет убит, и называется эта земля Тафф (Карбала). Когда Джабраил ушёл, Посланник Аллаха, держа в руке песок, направился к своим сподвижникам. Среди сподвижников были Али, Абузар, Абу Бакр, Умар, Хузайфах и Аммар. Пророк начал плакать, у его светлости спросили: «О, Посланник Аллаха! Почему вы плачете? Его светлость сказал: «Джабраил меня известил, что моего сына Хусейна убьют на земле Тафф, и для меня (оттуда) принёс песок, и также сказал, что на той земле он будет похоронен». (Ахмад ибн Ханбал «Муснад» том 3, стр. 342; «Мустадрак Хаким» том 3, стр. 176; «Тарих ибн Кассир», том 11, стр.29-30.)
Если мы спросим, кто такой Имам Хусейн?
Имам Хусейн – это Ахль аль-Бейт.
Имам Хусейн – дитя Имама Али и Достопочтенной Фатимы. 61 аят суры «Ал-и Имран» доказывает, что он был сыном Посланника Аллаха (САВ):
«Тому, кто станет препираться с тобой относительно него после того, что к тебе явилось из знания, скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших, наших женщин и ваших, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!».
В этом месте под «нашими сыновьями» подразумеваются Достопочтенный Хасан (АС) и Достопочтенный Хусейн (АС).
Имам Хусейн (АС) был третьим из назначенных имамов, несущих свет вилаята.
Имам Хусейн (АС) – это человек, о котором лично говорил Джанабы Хак (велик Он в своем величии!).
Имам Хусейн (АС) из всех людей был самым похожим на Посланника Аллаха (САВ) своим лицом и поведением. По ночам от его благословенного чела исходил свет, по которому его узнавали люди» (Мухаддис аль-Кумми, Мунтаха-ль Амаль).
Имам Хусейн (АС) был самым храбрым мумином благодаря тому, что он пережил на пути к Кербеле, а также той решительности, с которой он встретил смерть.
Имам Хусейн (АС) был имамом, который проводит каждое мгновенье своей жизни в поклонении, так что денно и нощно читал по тысяче ракаатов намаза.
Имам Хусейн – это человек, о котором Достопочтенный Пророк (САВ) сказал: «Кто любит Хасана и Хусейна, тот любит меня, а кто питает к ним ненависть, тот питает ненависть и ко мне» (Мунтахаб аль-Канз, с. 106).
Имам Хусейн – это один из двух повелителей юношей Рая.
И этот Имам погиб мученической смертью, будучи убит по приказу Йазида, сына Муавии, который возглавлял молитву в пьяном состоянии, развлекался играми с обезьянами, заставлял читать пятничный намаз по средам, не стыдился вступать в половую связь с мужчинами и членами своей семьи.
Покидая Медину, Имам Хусейн не заехал в Мекку, оставив своем брату Мухаммаду аль-Ханафии завещание, в котором он написал следующее о причинах своего отъезда из Медины:
«Я восстал, чтобы исправить положение уммы моего деда, призвать ее к одобряемому и отстранить ее от порицаемого, возродить путь моего деда – Посланника Аллаха (САВ) и моего отца – Али б. Аби Талиба» (Мактал-и Харазми, т. 1, с. 188).
Когда Имам был в Мекке, он получил письма почти от пятнадцати тысяч человек, не оставаясь безучастным к их просьбам, он отправился в Куфу.
Однако его восстание было начато не из-за того, что его пригласили жители Куфы. Он начал восстание с того самого момента, как заявил о том, что не присягнет Йазиду.
К тому же, в тот день, когда во время путешествия в Куфу он узнал о мученической гибели Муслима б. Акиля, он сказал: «Любящие нас отказались нам помогать» (Табари, т. 7, с. 224).
Целью этого восстания было установление господства истины. Достопочтенный Хусейн (АС) рисковал своей жизнью, чтобы возвысить слово Божье.
Восстание, не прекращенное им даже несмотря на то, что он знал о предстоящей ему смерти, было начато, чтобы раскрыть людям глаза на то, что халифат занят человеком, у которого нет на это права, чтобы умма вернулась к Корану.
В этом смысле мученическая смерть истекавшего кровью Имама – это самая священная смерть.
Имам Хусейн и его соратники встретились с войском, которое отправил Йазид, в местечке Шараф. Когда караван света из 75 человек повстречал 30-тысячное войско под командованием Умара б. Са’да, никто не испытал ни малейшего страха.
На кануне этой священной смерти, за один день до Ашуры, в день Тасуа Имам Хусейн сказал своей сестре Достопочтенной Зайнаб:
«Сейчас я видел во сне своего деда Посланника Аллаха (САВ), и он сказал мне: «Внук мой, скоро ты придешь ко мне».
Ночь Тасуа прошла в поклонении, а на рассвете Имам снова увидел во сне своего деда - Достопочтенного Пророка:
«После этого сна я увидел Посланника Аллаха (САВ) с группой сподвижников. Он сказал мне: «Ты – мученик этой уммы, обитатели самого высокого из небес один за другим предвещают твой приход» (Мактал-и Харазми, т. 1, с. 252).
Первым в шатер Имама метнул стреду Умар б. Са’д, после чего последовали мгновения, в которые они испили нектар мученической смерти. Один за другим пали мучениками Хурр б. Рийахи, Али б. Хурр, Урва, Муслим б. Аусаджа, Абдаллах б. Умайр, единственная мученица Кербелы – супруга Абдаллаха б. Умайра, Зубайр б. Хасан, Абу Самама ас-Саиди, Достопочтенный Барир, Хабиб б. Мазахир, Вахаб аль-Кальби, Абу Ша’ша’ аль-Кинди, Хашим б. Ваккас, Зубайр б. Кайн, Ханзала аш-Шибами, Сайф б. Харис, Малик б. Абда, вольноотпушенный раб Джаун, слуга Фирузан, тюркский слуга Вазих, 11-летний мальчик Умар б. Джунада, Хашим б. Утба. Сподвижники Имама соревновались друг с другом за то, чтобы закрыть его собой как щитом, и спешили навстречу смерти.
На очереди была мученическая смерть членов Ахль аль-Бейт. Шахидами стали Али аль-Акбар, сын Муслима б. Акиля – Абдаллах, Достопочтенный Касим б. Хасан, сын Имама Али – Умар, сын Имама Али – Усман, Достопочтенный Абдаллах б. Хасан, грудной ребенок Имама Хусейна – Али аль-Асгар и Достопочтенный Аббас. Они встали на защиту Имама, что стало для них путем в Рай и средством достижения довольства Джанабы Хака.
Осознавая это, все они шли в Кербелу, чтобы окрасить ее своей кровью и выполнить свой священный долг.
Когда все мужчины, защищавшие Имама, пали мученической смертью, очередь дошла и до него. Еще не выйдя на поле боя, Господин Мучеников (Саййид аш-шухада) последний раз прощался со своим сыном Зайн аль-Абидином. Когда после героического сражения, будучи весь в крови, он упал на землю Кербелы, ему было пятьдесят семь лет.
«В момент его мученической смерти на его теле было тридцать три раны от копья и тридцать четыре раны, нанесенные ударом меча» (Табари, т. 6, с. 260).
Благодаря этой священной смерти до сегодняшнего дня удалось объяснить заблуждения логики Йазида.
Никакой другой путь не мог быть столь же эффективен, как это послание, написанное кровью теми, кто принес себя в жертву на этом пути.
Кербела – это уникальный пример, показывающий нам, что можно сделать, надеясь на взгляд Ахль аль-Бейт на Ислам, восстановление их в правах и довольство Аллаха.
В день 10 Мухаррама мы вспоминаем Имама Хусейна и желаем всем правоверным его заступничество в Судный день.
Статья написана используя перевод труда выдающегося исламского профессора современности Хайдар Баша "Достопочтенный Имам Хусейн(а)"
Перевод с турецкого: Арслана Кули.