Для чего нужна ваза, в которую не поставить весь букет? Как называется цветок, который лежит в основе гжельской росписи? И чем вдохновляются современные модельеры, создавая новые коллекции?
Предлагаем вам совершить цветочное путешествие сквозь века: от тюльпанной лихорадки до современной моды.
Тюльпанная лихорадка и ваза-конструктор
Нидерланды — это тюльпаны. Но еще Нидерланды — это делфтский фаянс: бело-синие росписи на предметах, которые изготавливались сначала из недорогой глины, а позднее — из китайского каолина. И то, и другое было признаком богатого дома: тюльпаны были настолько редкими, что цена на некоторые луковицы доходила до 6000 гульденов. Разумеется, такой цветок уже никто не ставил в общем букете в широкую вазу — ему нужно было оформление под стать. Поэтому гончары начали изготавливать вазы, в которых под каждый тюльпан отводилась отдельная выемка: так их можно было легко пересчитать и на глаз оценить богатство хозяина дома. А на случай, если ему придется по какой-то причине сэкономить на цветах, эти вазы делали сборно-разборными, словно детский конструктор. При необходимости лишние детали можно было просто снять.
Делфтский фаянс вдохновил мастеров Гжели на работу с сине-белыми узорами, которые постепенно стали визитной карточкой производства. Но как это произошло?
Делфтский фаянс и гжельская роза
Исконная гжельская роспись была цветной. Но в XIX веке, когда в Россию пришла мода на сине-белые голландские изразцы, мастера попытались найти новые краски, менее капризные при обжиге и при этом доступные, чтобы ей соответствовать. Кобальт подошел им идеально.
Теперь нужно было подобрать рисунок, который хорошо смотрелся бы в этом цвете на любом изделии. Сложные узоры в ручной росписи не приживаются: художники всегда стремятся упростить мотив, которым им раз за разом придется повторять. Так появился основной элемент: символический цветок без деталей. Изначально это была роза, но мастера оставили от нее только узнаваемый силуэт: несколько лепестков и сердцевина. Округлый цветок отлично смотрелся на пузатых боках чашек и чайников и легко вписывался в круглые же тарелки.
А прозвище «агашка» досталось гжельской — как и дулевской — розе от художниц, работавших на заводах. Имя «Агафья» было тогда очень популярно, вот и рисовали девушки-Агашки розы-агашки. Так и прижилось.
Розы и вазы, фарфор и хрусталь
Пока мастера оттачивали движение кисти, позволявшее нарисовать очертания розы одним движением, при дворе королевы Виктории цвели розы живые.
Эту эпоху считают периодом, когда флористика в Англии стала настоящим искусством. В обиход прочно вошли цветочные корзины, а многообразие ваз позволяло использовать пышные букеты и для оформления стола. Но как разместить их так, чтобы они не перетягивали на себя внимание? Ответ очевиден: стебель у цветка должен быть очень коротким. А значит, ему нужна подходящая ваза.
Так появились первые вазы-чаши: невысокие и широкие емкости, в которых можно было разместить сложную композицию. Для того, чтобы тяжелые головки цветов не перевешивали короткий стебель, поверхность вазы закрывалась специальной решеткой, удерживавшей цветки в вертикальном положении. Поначалу их делали из серебра, но постепенно в обиход вошли и фарфоровые, и хрустальные роузболы.
Сегодня такие вазы из хрусталя можно отыскать среди изделий Гусевского хрустального завода. Яркие и в то же время невесомые, они отлично подходят в качестве летнего украшения стола.
Украшения стола и украшения на подиумах
От роз живых — к розам в металле и ткани. В этом сезоне они царят и в коллекциях крупнейших брендов — причем не только в одежде, но и в украшениях. Летом 2023 года в моде снова крупные кольца и длинные серьги, массивные броши, широкие браслеты — и украшения на голову: венки, тиары, кокошники.
Модный дом Christian Dior предлагает украшать себя сухоцветами, а бренд La Double J — тиарами с павлиньими перьями из драгоценных камней и металлов. Но нам больше всего запомнилась коллекция весна-лето 2023 от модного дома Oscar de la Renta.
Их наряды — это всегда «повседневная роскошь»: удобные силуэты в сочетании с богатой вышивкой или необычной отделкой. Сам Оскар де ла Рента любил повторять: «В сердце каждой моей коллекции лежит представление о современной женщине. Она управляет своей жизнью и своей судьбой. У нее очень много дел и она всегда знает, чего хочет».
Оскара де ла Ренты не стало в 2014 году, но его модный дом продолжает следовать заветам своего основателя. В сезоне весна/лето 2023 он представил новую коллекцию, в основу которой легли яркие краски и цветочные мотивы.
Ее авторы вдохновлялись темой тюльпанной лихорадки в Нидерландах XVII века и делфтским фаянсом ваз. Которым, в свою очередь, вдохновлялись мастера Гжели. И круг замкнулся.