Аудитория любит Нолана за небанальные сюжеты и плот-твисты, а критики часто ругают за преобладание формы над содержанием и называют его кино слишком развлекательным для авторского.
Мы не верим отзывам — запускаем рубрику «в чем прикол» и рассказываем, почему нам кажется, что Нолан не так плох, как его малюют.
«Мне кажется, современные зрители чувствуют себя слишком комфортно и привычно, когда смотрят кино. Мне хочется это изменить»
Так автор или нет?
Вся проблема — в теории авторского кино. А точнее, в ее неопределенности. Термин «автор» придумали режиссеры французской новой волны. Для них автором был тот, кто оставляет в своем фильме явную индивидуальную подпись.
Скорее всего, вы легко отличите работы Нолана от картин других режиссеров. Просто для киноиндустрии нетипично, что режиссер с авторским видением может получить бюджет в 200 млн долларов, снять франшизу и собрать хорошую кассу.
Большая часть фильмов Нолана — блокбастеры. Но блокбастеры, снятые в его уникальном стиле. За это режиссера прозвали «человеком, который оживил блокбастер» — и именно за это его и стоит любить. Нолан умеет снимать популярное массовое кино, избегая клише и банальных приемов (когда-то Спилберг оживил блокбастер «Челюстями») и при этом рассуждать на темы, которые волнуют лично его. Главный принцип режиссера — снимать фильмы, которые ему самому было бы интересно смотреть.
Нелинейность
Любимый прием Нолана — игра со временем: он снимает фильмы с сюжетом, который развивается от конца к началу, отправляет героев в космос, где время течет иначе, оборачивает время вспять, чтобы изменить ход истории. Сложные сюжетные структуры — как правило, не то, что зритель ждет от классического блокбастера.
По мнению режиссера, время — главный инструмент кинематографа. До появления камеры люди не могли запечатлеть объективную реальность, остановить, замедлить или ускорить время. По сути, с помощью нелинейных сюжетов Нолан восхищается возможностями кино. Но не только.
Взрослея, режиссер замечал, как меняется восприятие времени: что-то ускользает, что-то ускоряется, а что-то движется вперед, оставляя нас позади. В фильме «Мементо» сквозит взгляд молодого Нолана: время можно отмотать назад. В «Интерстелларе» оно уже не просто задает структуру, а управляет сюжетом — одновременно обрекает героев на разлуку и дает надежду на вечность.
Реализм
По словам Нолана, зрители всегда замечают искусственное в кино — и из-за этого меньше верят фильму. На съемках режиссер старается максимально избегать всего «неестественного»: выстроенных декораций, хромакеев и компьютерной графики. В «Дюнкерке» Нолан отказался от CGI даже когда в кадре нужны были толпы солдат — вместо них использовали фанерные фигуры.
Съемка на цифру тоже рушит восприятие (даже в блокбастерах!). Причем не только зрительское: пленочную камеру постоянно нужно перезаряжать, а это заставляет команду сосредоточиться на смыслах сцен. Когда пленка мешает следить за сутью, Нолан спокойно от нее отказывается: в «Доводе» режиссеру важно было сразу отсматривать снятые дубли задом наперед, чтобы понимать, что он по-прежнему управляет временем в своем фильме, а не оно — им.
Рациональная эмоциональность
По словам самого режиссера, с возрастом он становится сентиментальнее, и сюжет все чаще двигают именно эмоции. «Интерстеллар» был выверен научно и технически. Но за спорами о визуализации черной дыры затерялось самое важное для режиссера. Нолан, отец четырех детей, сместил акценты в первоначальном сценарии своего брата Джонатана и сделал дочь едва ли не главным персонажем. Для него это история о чувстве вины родителя и боли ребенка, о любви, которая связывает крепче, чем пространство и время.
Фильмы Нолана часто критикуют за то, что вся их красота и эмоциональность кажутся просчитанными. Но когда сюжетный пазл его фильма складывается, вы наверняка ощущаете удивление, шок, а может и катарсис. А чувства — это главное, чего мы ждем от кино.