Ну что ж, никогда не играл в серию Yakuza и время пришло хоть что то из этого опробовать. Тем более она у меня даже куплена когда то в Стиме.
Конечно логично начинать играть сегодня именно в 0 версию, потому что это приквел к первой части, который вышел уже в 2018 году, а 1 часть довольно старая 2005 года. Но тут стоит учитывать конечно и ремейки, переиздания, особенно выход чего то на платформу Windows сегодня. Например первая часть вышла ремейком в 2019 году, т.е. серию обновляют потихоньку. Расписывать не буду далее, а отделаюсь картинкой, что, куда, чего и как.
Ну и если мне зайдёт 0 часть, то может быть доберусь и до других частей серии. А пока разбираем Yakuza 0.
Обзор Yakuza 0.
Игра с одной стороны вас встречает доброжелательно сюжетом, а с другой - сначала непонятно, что это тут за странный простенький стиль с неудобным и кривым управлением. Не самый отвратный порт, но таки отвратный и халтурненький, с которым придётся жить до конца игры.
Знакомят так же с простенькой боевой системой. Она довольно сплешерная и по началу делается всего на две кнопки. Правда в кинематографичности и заскриптованных сценах это выглядит неплохо, но в геймплее не хватает какой то более интересной боёвки, как например в Sleeping Dogs или Tekken. И тут так же есть прокачка способностей и несколько стилей боя, т.е. это тоже неплохо, когда боёвка раскрывается со временем. Но к сожалению какого то особого раскрытия не случилось.
Сюжет оборвался вообще на второй главе, где уже не было ни меток с заданиями и непонятно было куда идти. И привычного журнала с заданиями тоже не было на удивление, подсказок нет, сохранённых диалогов нет. Поэтому мы лезем куда? Правильно, в гайды (к слову, писателям гайдов тоже руки бы оторвать надобно). А тут проблема даже не только с поиском главного квеста, а и с побочками тоже, они ВСЕ не отмечены на карте, гениальный японский фэйл разрабов. Самое ужасное, никто не сделал текстовый гайд с картинками по карте и я с трудом таки такое отрыл, где один наш спёр это у какого то японца откуда то)). Игра конечно поражает уже изначально недоделками с банальным отсутствием зацепок, которые должны вообще не отпускать игрока от сюжета. В итоге бегал по району сутки и выполнял случайные побочки, пока меня это под конец не задолбало (кстати побочки неплохие, весёлые, грустные, пошлые) и нехотя я полез в гайд опять по основному квесту.
А вот ребяткам, которые надумают проходить игру, я как всегда помогу с найденными гайдами. Отрыл в одном из руководств Стима пару карт с пометками, но это тоже содрано откуда то, а имя автора где то потерялось как всегда при копировании нерадивыми копипастерами.
Просто иногда пробегайтесь по меткам. И как говорят, что неважно, какую главу вы проходите, все эти квесты можно выполнить в любое время. А вот по основному сюжету, если вы застряли во 2 главе днём, топайте в район под номером 52 (слева, посередине на скрине выше), там продолжение основы в двух этапах (фэйспалм). Причём застрял тут не один я.
Так что проблемы пришли быстрее развития сюжета, но благо больше вроде такого не попадалось в дальнейшем. В основном попадались раздражающие задания "сходи купи это, сходи купи то, неведомо что и где". Японцы вообще гении в том плане, как растягивать игры.
Японцы тоже не всегда умеют делать правильно элементы игр. И это те, кто заложил серьёзные основы в игроиндустрию в целом. Ну такое....
А тут мне ещё одни поднасолили так. Отмечу ленивость локализаторов, которым уже лень допереводить пару строк в каких то сторонних местах. А ещё в своей локализации siberian, они не перевели много в побочных миссиях, написали английские названия на русском по буквам. Я просто не пойму, как до такого додуматься можно было. Лучше уж мне иногда чистый английский перевести, а не вот это вот. А ещё не перевели какие то сюжетные моменты основной истории.
Так же стоит отметить и японских разработчиков, которые в своих jRPG не всегда озвучивают диалоги. Больше бесит, чем воспринимается за фишку жанра.
Тем не менее сюжет был поставлен хорошо, редко такое в каких то играх увидишь. Но это только начало игры и идём со всем разбираться дальше. Игра цепляет, да и на слуху есть такое, что серию очень ценят именно за сюжет, но некоторые минусы уже вначале бросаются в глаза и игра просто должна их начать отрабатывать уже сейчас. В итогах минусы учтём все.
Со временем враги перестают быть слабыми и резко возрастает сложность. Это такая распространённая проблема jRPG вообще, но в Yakuza 0 у меня скорее случился парадокс. Например враги стали сильнее и проворнее, заметно проворнее, невыносимо проворнее. И против этого почти нет никаких нормальных средств в плане контратак.
Например наведение на врага работает крайне ужасно, блоки работают не сразу по нажатию кнопки, после блока невозможно провести атаку из за спама ударов от врагов, и даже контратака через блок не работает против быстрых врагов. Выход один, это закупаетесь чем то, что восстанавливает здоровье и как то играете с этим, постоянно вылечиваясь. Я понимаю, что разработчики захотели создать игроку проблем, но это делается не за счёт дисбаланса механик боевой системы. Т.е. игрок должен чувствовать какой то контроль на поле боя, но в Yakuza 0 это попросту не чувствуется, а ощущается по типу "ну как повезёт". Далее я пошёл читать, что не так с боёвкой, по гайдам. И вдруг узнал, что надел предмет, который влияет на сложность игры (привет локализаторам бездарным). С другой стороны зачем делать такое разработчикам, если сложность поломанная? У японцев местами в играх прям какое то издевательство над сложностями, любят они запихнуть где нибудь дисбаланс, как норму, хотя это ошибочный элемент в играх. Т.е. что получается в итоге. Без повышения сложности боёвка в итоге лёгкая и быстро наскучивает, а с повышением сложности через предметы, боёвка сложная. Причём сложность тут посредственная, за счёт неправильно проработанных механик (движения, физика, реакции). Я так подозреваю, что золотая середина где то зарыта уже в игровых сложностях (играл на нормале), но механики уже никто ремонтировать грамотно не будет. Глаз дёргается уже....
Единственно что остаётся интересным, это сюжет, побочки и аркадные автоматы с автоматами игрушек (минеи игры). Хотя тут есть ещё и биллиард, боулин, бейсбол, караоке и т.п., но это всё просто мини развлечения и к основе игры практически не имеют никакого отношения.
Немного правда становится непонятно, что это, экшн или новелла, но для любителей хорошего сюжета тут есть на что посмотреть. Здесь много разносортных историй, как смешных, так и грустных. Вот что что, а японцы в сюжет часто могут, тут прям сложно к чему то придраться
На пятой главе нас встречает новый элемент геймплея, Бизнес. Купите ряд каких то магазинчиков, чтобы увеличить свою прибыль в дальнейшем.
И тут конечно локализаторы снова облапошились, не перевели квесты с бизнесом, кроме начального. Запоминаем переводчиков - siberian, берут и не доделывают даже основу. Вторые Мираклы короче, помянем.... Я ещё погляжу, как там бездари из Мираклов перевели другие части, аж интересно стало, кого они ещё на деньги облапошили с некачественным переводом. Но об этом наверно придётся сделать отдельный раздел в обзоре, напросились.....
С другой стороны разработчики Yakuza 0 не отметили здания, которые можно покупать. Поэтому я опять оставлю очередной скрин с гайда, какие здания можно будет купить на первом этапе.
Правда и тут не дадут особо разобраться в этом, подгоняя сюжетом.
Честно говоря почему в Yakuza 0 хороший сюжет, но столько помарок в геймплее, я не совсем понимаю. Ожидания от игры у меня были повыше, потому что серия расхвалена и на слуху у многих, но на деле критиковать тут есть что. Хотя бы какие то баги не так часто сыплются, но тоже местами бывают всякие моменты.
А вот боёвка стала наскучивать. Играя в игру несколько дней, я стал забывать какие то приёмы. Раскладка оставляет желать лучшего и что в какие моменты тут нажимать, я уже не помнил. Хотя в перемяс валить врагов тоже вполне можно, но это тоже наскучило со временем. В итоге от игры не осталось ничего, кроме сюжета.
Поэтому я пошёл и досмотрел так сюжет, не стал себя мучить игрой. Как в это играют бедные японцы, не пойму на самом деле. Файтинг это посредственный, элементы экономического бизнеса тоже не очень, а беготня от точки к точке так ничем и не разбавляется.
Оценка и итоги Yakuza 0
Минус 1 балл за отсутствие уникальностей как всегда. И это всё равно такая простенькая jRPG, где не просто копипастят жанровые игры, а любят копипастить так почти всегда, ну если говорить хотя бы про японскую РПГ. Там от 0 части и до 5 части разницы вообще нет практически.
Минус 0.5 балла обязательно за отсутствие меток по квестам (основным, второстепенным). Сюда же добавляем отсутствие меток на покупаемых зданиях, это вообще недоработка. Грубые недочёты.
Минус 1 балл за спорную боевую систему, с серьёзными огрехами, которая со временем становится ещё и скучной. Вот что значит, когда делают "для галочки", а не с умом. Тут конечно можно сказать, что повышение сложности играет какую то роль, но тогда игра превратится только лишь в затягивание и без того скучных элементов.
Тут то и расписывать больше нечего. Это довольно стандартная японская игра, но я ждал от неё чего то большего. Например я думал что тут хотя бы интерактива будет много на каждом шагу, развлечений, ещё чего то, но нет, слишком всё это пустовато, безлико. Графика тоже простенькая, с заметными стыдными размытыми силуэтами вдали. Локаций мало. Можно ещё накинуть минус 0.5 балла.
Единственный большой плюс в Yakuza 0, это сюжет. Он хорошо поставлен, неплохие диалоги, неплохие персонажи, есть какая то многожанровость даже. Мимика персонажей неплохая, реакции, действия и т.п. вещи. В общем как будто смотришь неплохое такое кино.
Поэтому Yakuza 0 нельзя назвать хорошей игрой, это скорее хорошее кино. Но так как она не является жанром Адвенчуры, то соответственно в другом своём игровом жанре игра получилась довольно слабой. Игра стала похожа на активацию катсцен по скриптам и для этого надо бегать туда, сюда, взад, вперёд, ну такое... Тут с такими вещами легче делать уж CGI фильмы. Ну или же опять возвращаемся к более интересному Sleeping Dogs, чтобы например туда интегрировать сюжет из Yakuza 0, смотрелось бы гораздо лучше.
Так что разочаровался я в игре. Получилось 7.0 баллов просто из уважения к сюжету. Покупать не рекомендую, лучше пойдите посмотрите игрофильм.
По локализаторам SIBERIAN Studio. Отвратительные локализаторы, требующие денег.
Их я тоже оценю отдельно. Первый раз такое приходится делать, потому что такой халтуры я не видал аж с начала 2000х годов.
Много второстепенных квестов не переведено. Описания многих предметов не переведено. Английский язык написан русскими буквами. Не переведены квесты с бизнесом. Не переведено много надписей например в том же меню по бизнесу. Не переведены какие то реплики основного квеста с основными персонажами. Кое что написано и переведено с ошибками.
Это 5 баллов из 10. Что то сделали и забросили. Хвалить тут особо не за что и донатить тоже не за что, потому что перевод не закончен. А я напомню, что если кто то стал собирать донат за переводы, то платить что то по своему желанию нужно только лишь после готового перевода, смотря на качество. Я уже обжигался об это (главного психа из The Miracle хватило с головой с их неуважительным отношением к донатерам), поэтому могу дать что то за труды только лишь за хорошее полноценное исполнение окончательного перевода. К сожалению SIBERIAN тоже перевели игру отвратно. И я очень удивился, что они это ещё и людям продают, правя до сих пор что то. Это конечно верх наглости.
Если копаться в этом ещё глубже, то перевод должен был быть полностью бесплатным по итогам, но его сделали платным. Плюс SIBERIAN замечены в ряде финансовых мошенничеств, судя по форуму и разным новостным сайтам.
А мы же просто игроки, которые хотят играть в игры. Дайте нам перевод и мы большего не просим. Но переводчики начали играть в финансовые Санта Барбары, за что собственно и поплатились в итоге.