Здравствуйте, друзья! На канале в разное время были представлены статьи, посвящённые творчеству жён И.Я. Билибина, которые имели непосредственное отношение к росписи по фарфору, и в этом качестве обе были выдающимися личностями. Имеются в виду статьи о Рене Рудольфовне Михайловской-О'Коннель и об Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой. Обе были практически ровесницами и хорошо знали друг друга, поскольку вместе учились в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, когда там директорствовал Н.К. Рерих, а одним из приглашённых учителей был как раз И.Я. Билибин. Теперь настал и его черёд.
Как известно, С 1899-го по 1902-й год Иван Яковлевич создаёт серию цветных графических листов-иллюстраций к шести русским сказкам из сборника А.Н. Афанасьева, изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, после чего "просыпается знаменитым". Имя его гремит, и стоит (и стоять будет) наряду с именами лучших мировых художников-графиков мира. Мимо такой красоты фирма Братьев Корниловых просто не могла пройти. В 1902-м году был заключён контракт: фирма приобретает исключительные права на воспроизведения 12-ти графических работ И.Я. Билибина из серии "Сказки". Срочно были изготовлены тарелки с рисунками Билибина на зеркале и с "панславянским декором", идущим по бордюру, "под Билибина". Практически весь тираж ушёл в магазины Тиффани - на североамериканский рынок. Идея оказалась крайне удачной - во всяком случае на отсутствие прибыли что представители фирмы Корниловых, что Тиффани не жаловались. Маркировка тарелок, помимо известного клейма с медведем, содержала номера из арабских цифр. Первый номер идентифицировал билибинский рисунок (от 1 до 12), второй номер - рисунок бордюра. Смотрим тарелки и собственно графические листы-иллюстрации, созданные И.Я. Билибиным, в галереях ниже.
Итак, в галереях выше были представлены тарелки с рисунками И.Я. Билибина к русским сказкам в зеркале, и с бордюрным "панславянским" декором под номером 140. В галереях ниже будут представлены тарелки с декором под номером 247. Я бы назвал его наиболее богатым декором из всех "корниловских". Сложный узор, созданный И.А. Гальнбеком, расположенный с трёх сторон бордюра, чередуется с тремя разными акварельными рисунками Н.Н. Каразина на "русскую тему". В сочетании с рисунками И.Я. Билибина в зеркале такой декор я бы назвал даже излишне роскошным. Чтобы не повторятся в рисунках, смотрим оставшиеся два рисунка-иллюстрации И.Я. Билибина, которые не были представлены выше.
Предваряя вопрос: "Отчего одни тарелки идут с одним декором, а другие - с другим?" - отвечу: почти наверняка вся серия из 12-и тарелок выпускалась в разные годы как с одним декором борта, так и с другим (а возможно, и с каким-нибудь третьим, здесь не представленным). В качестве доказательства привожу сдвоенное изображения тарелок с одним рисунком по зеркалу, но с разными декорами борта...
Судя по тем изделиям фирмы Братьев Корниловых, что хранятся в Челябинском музее изобразительных искусств, Корниловы выпускали и тарелки с билибинскими рисунками, занимающими всю площадь вместе с бортами... Смотрим.
И что совсем удивительно - среди таких попалась одна, с иллюстрацией, что не входит в пресловутую билибинскую дюжину! Возможно, фирма впоследствии заключала какие-то дополнительные контракты под выпуск "билибинских" тарелочек, но уже для врутрироссийского рынка.
Ну а самого Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), не пожелавшего в 1941-м "пить баварское" с лучшим другом изумительных "путинских патриотов" маршалом Маннергеймом (которому эти двуногие умудрились установить в 2016-м году мемориальную доску в Санкт-Петербурге!), и погибшего в первую, самую тяжёлую блокадную зиму, предлагаю запомнить таким, каким он был во время создания своих знаменитых графических работ. Молодым и вальяжным.
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.