Найти тему
Порцелиновый фан

Братья Корниловы. РУССКИЙ МОДЕРН. Художник И.Я. Билибин.

Здравствуйте, друзья! На канале в разное время были представлены статьи, посвящённые творчеству жён И.Я. Билибина, которые имели непосредственное отношение к росписи по фарфору, и в этом качестве обе были выдающимися личностями. Имеются в виду статьи о Рене Рудольфовне Михайловской-О'Коннель и об Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой. Обе были практически ровесницами и хорошо знали друг друга, поскольку вместе учились в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, когда там директорствовал Н.К. Рерих, а одним из приглашённых учителей был как раз И.Я. Билибин. Теперь настал и его черёд.

Как известно, С 1899-го по 1902-й год Иван Яковлевич создаёт серию цветных графических листов-иллюстраций к шести русским сказкам из сборника А.Н. Афанасьева, изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, после чего "просыпается знаменитым". Имя его гремит, и стоит (и стоять будет) наряду с именами лучших мировых художников-графиков мира. Мимо такой красоты фирма Братьев Корниловых просто не могла пройти. В 1902-м году был заключён контракт: фирма приобретает исключительные права на воспроизведения 12-ти графических работ И.Я. Билибина из серии "Сказки". Срочно были изготовлены тарелки с рисунками Билибина на зеркале и с "панславянским декором", идущим по бордюру, "под Билибина". Практически весь тираж ушёл в магазины Тиффани - на североамериканский рынок. Идея оказалась крайне удачной - во всяком случае на отсутствие прибыли что представители фирмы Корниловых, что Тиффани не жаловались. Маркировка тарелок, помимо известного клейма с медведем, содержала номера из арабских цифр. Первый номер идентифицировал билибинский рисунок (от 1 до 12), второй номер - рисунок бордюра. Смотрим тарелки и собственно графические листы-иллюстрации, созданные И.Я. Билибиным, в галереях ниже.

Итак, в галереях выше были представлены тарелки с рисунками И.Я. Билибина к русским сказкам в зеркале, и с бордюрным "панславянским" декором под номером 140. В галереях ниже будут представлены тарелки с декором под номером 247. Я бы назвал его наиболее богатым декором из всех "корниловских". Сложный узор, созданный И.А. Гальнбеком, расположенный с трёх сторон бордюра, чередуется с тремя разными акварельными рисунками Н.Н. Каразина на "русскую тему". В сочетании с рисунками И.Я. Билибина в зеркале такой декор я бы назвал даже излишне роскошным. Чтобы не повторятся в рисунках, смотрим оставшиеся два рисунка-иллюстрации И.Я. Билибина, которые не были представлены выше.

Предваряя вопрос: "Отчего одни тарелки идут с одним декором, а другие - с другим?" - отвечу: почти наверняка вся серия из 12-и тарелок выпускалась в разные годы как с одним декором борта, так и с другим (а возможно, и с каким-нибудь третьим, здесь не представленным). В качестве доказательства привожу сдвоенное изображения тарелок с одним рисунком по зеркалу, но с разными декорами борта...

Две тарелки с рисунком "Василиса и Белый Всадник. Аллегория дня." с разными декорами борта.
Две тарелки с рисунком "Василиса и Белый Всадник. Аллегория дня." с разными декорами борта.

Судя по тем изделиям фирмы Братьев Корниловых, что хранятся в Челябинском музее изобразительных искусств, Корниловы выпускали и тарелки с билибинскими рисунками, занимающими всю площадь вместе с бортами... Смотрим.

И что совсем удивительно - среди таких попалась одна, с иллюстрацией, что не входит в пресловутую билибинскую дюжину! Возможно, фирма впоследствии заключала какие-то дополнительные контракты под выпуск "билибинских" тарелочек, но уже для врутрироссийского рынка.

Ну а самого Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), не пожелавшего в 1941-м "пить баварское" с лучшим другом изумительных "путинских патриотов" маршалом Маннергеймом (которому эти двуногие умудрились установить в 2016-м году мемориальную доску в Санкт-Петербурге!), и погибшего в первую, самую тяжёлую блокадную зиму, предлагаю запомнить таким, каким он был во время создания своих знаменитых графических работ. Молодым и вальяжным.

Портрет И.Я. Билибина кисти Б.М. Кустодиева. 1901. Изображение взято из Википедии.
Портрет И.Я. Билибина кисти Б.М. Кустодиева. 1901. Изображение взято из Википедии.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.