В наше время чтение художественной литературы стало почти роскошью, несмотря на то, что спрос на книги держится на плаву, и Россия по-прежнему считается читающей страной. Просто бешеный темп жизни и огромный выбор развлечений отвлекают человека и мешают ему сосредоточиться на таком спокойном занятии, как чтение книжки. Как парадоксально это ни звучит, но сложнее всего обстоит дело с художественной литературой. Статистика показывает, что часто люди предпочитают научпоп, практическую и деловую литературу – крупной прозе и поэзии. Это объясняется тем, что современные романы, детективы, фэнтези рассчитаны, в первую очередь, для ума, сердца и души. Но практическая сторона жизни интересует людей больше, чем нравственно-эстетическая. Вот и получается, что среднестатистический читатель скорее купит какую-нибудь книгу по бизнесу или саморазвитию, чем художественную историю, которая доставит ему интеллектуальное удовольствие, но ничего не даст в материальном плане.
Неудивительно, что многие критики и филологи все чаще говорят о чтении художественной литературы, как об особом интеллектуальном удовольствии, которые могут позволить себе немногие (например, – неработающие или пенсионеры). Так ли это на самом деле? Конечно, с этим утверждением можно поспорить. Та же статистика показывает, что наша молодежь в лице ее лучших представителей – студентов – много и активно читает как классику, так и современную прозу и даже получает от этого удовольствие. А настоящие книжные черви всегда находят время для художественной прозы и читают ее буквально на ходу – в транспорте, в общественных местах, в кафе и т.д.
Итак, художественная проза еще не перешла в разряд интеллектуального досуга и пока удерживает позиции среди читательской аудитории. Но под бурным напором компьютерных и информационных технологий и индустрии развлечений ее позиции сильно пошатнулись. Многие обыватели предпочитают книге – ее экранизацию, а уж после просмотра решают, сто́ит ли браться за литературный оригинал. И в большинству случаев не берутся, потому что, во-первых, чтение – это многодневный труд, а во-вторых, экранизации последних лет оставляют желать лучшего. Остается только пожелать, что культура чтения классики не исчезнет из национального генофонда: ведь от нее зависит национальное самосознание общества.