1916 год.
Ученики 10-й Московской гимназии в литературном кружке разбирают новые материалы. Один из гимназистов поднимается, чтобы зачитать новое стихотворение; он серьёзен и глубоко сосредоточен. Оглядывается на запертую дверь — и читает:
…Или честных людей не осталось в России?
Или нет патриотов, а есть шулера?
Или сгинули честные люди большие?
Или полной разрухи настала пора?
Там — стоят перед ужасом смерти и плена
Сыновья и мужья, женихи и отцы.
Здесь — министры-шпионы готовят измену,
И карман набивают мерзавцы-купцы!
Но я верю, — терпенья наполнится чаша,
И великого мщенья настанет пора…
Автором этих строк был 18-летний Василий Лебедев.
Вскоре его поэтический дар получил новый импульс. События 1917 года он воспринял с распахнутой душой и открытым сердцем. Поэтому и приставка к фамилии – «Кумач» появилась неспроста. Впоследствии Василий рассказывал: «Героика того времени, кумачовые повязки красноармейцев, кумачовые банты и флаги подсказали мне литературный псевдоним — Кумач, который навсегда слился с моей фамилией».
Александр Серафимович писал о нём: «Это был великолепный поэт-агитатор. Просто и ясно писал он листки, воззвания, подписи под плакатами, рассказы, фельетоны. И как же слушали его вещи бойцы в окопах, в поездах, раненые в лазаретах! Он приносил им отдых, бодрость, вселял порывы опять драться, громить врага. Надо было побывать на фронте, чтобы оценить всё громадное значение такого творческого оружия».
Крестьянин, на коня! Рабочий, за винтовку!
Всем красным миром встань, измученный народ.
Гони грабителей, гони без остановки!
Кто хочет быть живым - с винтовкою вперёд!
В белогвардейских листовках появлялись ядовитые призывы – «уничтожить этого большевистского писаку Кумача», но его песне на горло наступить было нельзя.
Закончилась Гражданская война, по всей стране зашагало мирное строительство, а творчество Лебедева-Кумача получило новый импульс: на этот раз в жанре сатиры «на злобу дня». Поэт правильно понимал задачи времени: его хлёсткие фельетоны и гротескные шутки были отмечены, среди прочих, Владимиром Маяковским, который в марте 1930 года похвалил «умение откликнуться стихами на любую тему, доходчивость этих стихов, четкую технику».
…Смотрите! Вдали и рядом
Еще не стерся паучий след,
И пусть он в щелях глубоко запрятан, —
Но он не умер еще, мироед!
В свою паутину мужчин и женщин
Он тянет, ругая большевиков:
— «Хватай побольше, работай поменьше!»,
«Работа любит одних дураков».
Период вплоть до 1934 года был временем тесного сотрудничества Кумача с журналом «Крокодил»: не выходило ни одного номера без сатирических работ поэта. А затем — внезапные чистки в редакции, увольнение как «засидевшегося» и не самые простые времена. «Кое-как перебиваюсь, — сетовал Василий Илье Кремлёву, — а тут кино подвернулось. Песенки для них пишу, черт бы их драл, этих киношников!»
25 декабря 1934 года в московском кинотеатре «Ударник» состоялась премьера комедии «Веселые ребята», а уже на следующий день вся страна запела «Марш весёлых ребят».
До 1937-го года Лебедевым-Кумачом было написано более ста песен, он обрёл невероятную народную популярность. А его коллеги по цеху, напротив, считали, что песни эти слишком переполняют радиоэфир. Смертельно больной Ильф писал в записной книжке: «Умирать все равно будем под музыку Дунаевского и слова Лебедева-Кумача».
А затем наступило 1 сентября 1939 года, и в творчество Кумача пришла поэзия фронта. Народный гнев, ярость и духовный подъём отражались в каждом фронтовом стихотворении и сделали Василия уникальным в своём роде бойцом армии искусств:
Знаю: чем длиннее дни настанут,
Тем сильнее зарево войны,
Но сердца любить не перестанут,
И врагу не победить весны.
О тёплом и благодарном отношении советских людей к творчеству Лебедева-Кумача ярче всего говорят их письма. Вот, например, сверловщик А. Бабайкин пишет поэту: «Слова ваших песен вошли в разговорный обиход, как разменная монета. Я сам нередко встречал людей, которые, освобождая место, дорогу, говорят пожилым: “Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт”. Или ещё такой пример: человека спрашивают, как ты это сделал? Как этого ты достиг? А человек, которого спрашивают, гордо отвечает: “Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт!”».
Это строки из письма, которое хранится в РГАЛИ. Именно в нашем архиве личный фонд 1104 – фонд Василия Ивановича Лебедева-Кумача, насчитывает 349 единиц хранения за 1914-1958 г¬г. Здесь бережно хранятся личные документы поэта, материалы служебной и общественной деятельности, рукописи стихотворений и текстов песен, записные книжки, письма и переписки.
Особое место занимают, конечно, рукописи, среди которых есть и материалы о работе поэта над государственным гимном СССР. Другая часть архивных материалов, также представляющая живой интерес, посвящена работе в сатирической периодике (в том числе, в журналах «Крокодил» и «Прожектор»). Среди большого количества писем имеются письма Н.А. Адуева, Г.А. Александрова, В.И. Вишневского, А.С. Ольхона, А.А. Жарова, В.И. Костылева и др.
В целом все эти материалы, бесспорно, являются значительной частью советского литературного наследия.
В.А. Васенкова, ведущий специалист