В 1977 году советский психиатр А.Е. Личко, опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал авторскую типологию личностей, которая изложена в монографии «Психопатии и акцентуации характера у подростков». А.Е. Личко внес весомый вклад в понимание происхождения неврозов, предложив концепцию "места наименьшего сопротивления" в характере, т.е. иными словами "слабого звена", о котором необходимо иметь представление, чтобы организовать корректное воспитание детей, избежать осложнений и нагрузок, представляющих опасность для того или иного типа характера.
Существует методика, позволяющая диагностировать акцентуации характера - Опросник МПДО, 143 вопроса, под редакцией С. И. Подмазина (1994). Данная методика предназначена для диагностики подростков 14-18 лет, предоставляя возможность определить приверженность к той или иной акцентуации характера.
Ниже хотелось бы рассмотреть непосредственно те самые ситуации риска в "местах наименьшего сопротивления", т.е. непереносимые ситуации в воспитательном процессе для каждого из типов акцентуаций:
1. Гипертимный
Авторитарный либо индифферентный стиль воспитания: ситуации доминирования и подавления воли либо безнадзорность; воспитание в условиях эмоционально/ интеллектуально бедной семейной обстановке, в условиях жестких взаимоотношений, холодности и конфликтов. Жесткая дисциплина, подавление инициативы и ограничение стремления к лидерству, активному общению, принуждение к монотонной деятельности, ситуации вынужденного безделия.
2. Сенситивный
Воспитание в условиях эмоционально бедной среды, повышенные требования относительно социальной ответственности (завышенные ожидания, трудновыполнимые поручения), формирование установки по отношению к себе как к слабому, неумелому, манипулирование ребенком через формирование у него чувства вины. Быстрая смена событий и неопределенность вызывает тревожность и сложности в адаптации.
3. Циклоидный
Воспитание в стиле гиперопеки, чрезмерно пристальное внимание к эмоциональному состоянию, которое часто меняется, излишнее вторжение в личное пространство подростка, эмоциональные реакции на перемены настроения, чрезмерные расспросы подростка о его интересах, круге общения, стремление подчинить его четкому распорядку и ожидание последовательности.
4. Шизоидный
Воспитание в условиях повышенного контроля, суровость наказаний, насмешки и критика, повышение тона, ситуации эмоциональной изоляции. Противопоказан доступ к алкоголю, так как он часто может использоваться как средство адаптации к социуму и вызывать зависимость.
5. Лабильный
"Маятниковое воспитание" (т.е. люблю-ненавижу), несправедливое отношение, грубое порицание, выговоры, унизительные нотации с принижением достоинства подростка. Ситуации длительной разлуки, безразличного отношения и равнодушия. Данный тип очень чувствителен, интуитивно определяя отношение к себе. Наиболее остро переживает развод родителей и разлуку с ними.
6. Психастенический
Труднопереносимы ситуации неопределенности, недоверия, отсуствия последовательности и неуверенности. Воспитание по типу "Кумир семьи". Противоречивые послания и требования усиливают мнительность. Остро переживается стыд при публичном высмеивании и критике, максимально травмирующе действуют издевательства и подколки сверстников.
7. Астено-невротический
Негативно влияют пессимистические установки, ситуации отвержения и пренебрежения, отсутствие внимания к самочувствию подростка и его настроению. Принуждение к обязанностям ведет к повышенной истощаемости и раздражительности. Избирательны к кругу общения, поэтому не переносят навязчивости и принудительного взаимодействия.
8. Истероидный
Отсутствие внимания и положительных подкреплений, выполнение трудоемких и "непрестижных" поручений, подрыв самоуверенности, обесценивание, сравнение с другими сверстниками. В то же время потакание капризам и водружение подростка на пьедестал приводят к дальнейшим трудностям в построении отношений с окружающими.
9. Эпилептоидный
Этот тип акцентуации с трудом переносит обвинения, провоцирующие конфликт. Из-за несдержанности и склонности к вспышкам гнева стоит быть очень осторожными с любыми оценками действий эпилептоида, не переносит придирок, указания на ошибки. Для избежания эскалации конфликта следует спокойно относиться к проявлению эмоций эпилептоида: как правило, его гнев - это выражение страха не справиться с невыносимыми переживаниями.
10. Неустойчивый
Воспитание в условиях вседозволенности и попустительства, доступ к легким развлечениям, отсутствие ответственности и режима - все это приводит к бесконтрольности поведения подростка и последующим тяжелым последствиям в виде девиантного и делинквентного поведения, увлечения психоактивными веществами, играми, сексуальными излишествами и т.д.
11. Конформный
Поскольку данный тип отличается наибольшей степенью ведомости, угодничества и приспособляемости, то определяющую роль играет среда, в которой формируется личность подростка. Как правило, такие подростки не доставляют проблем окружающим, однако их легкая управляемость может привести к попаданию в "плохую компанию". Поэтому главный фактор риска в воспитании такого подростка: индифферентное отношение к его жизни.
Для проведения диагностики следует обратиться к квалифицированному специалисту.
С уважением,
Ника Садохо
запись на консультацию
+375 29 988 60 26 (WhatsApp)
@nika_sadoho (TG)
Автор: Ника Садохо
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru