Недавно мы разбирались в истоках отечественного автопрома, обнаружив множество отсылок к зарубежному опыту. Но со временем, встав на ноги, автомобильная индустрия Советского Союза протянула братскую руку помощи дружественным странам соцлагеря. И в это, может быть, трудно поверить, но китайский автопром — несомненный лидер в мире на сегодняшний день — без участия СССР вряд ли состоялся бы. Рассказываем про советские машины, которые «клонировали» в КНР.
Jiefang CA10
Конечно, кустарное производство автомобилей существовало в Китае ещё в начале XX века. Но первой моделью полноценной промышленной сборки считается именно Цзефан-СА10 — копия советского ЗИС-150. Цзефан, к слову, значит «освобождение».
Выпуск харизматичного грузовика наладили уже на восьмой год существования Китайской Народной Республики. Сборочное предприятие в Чанчуне назвали «Первый автозавод» — First Automotive Works. Или просто FAW.
Кстати, впоследствии здесь развернётся производство других разновидностей грузовых ЗИСов и ЗИЛов. Например, шестиколёсный полноприводный ЗИЛ-157 превратится в Цзефан СА30. Естественно, чертежи, оборудование и обучение местных специалистов легли на плечи советской стороны.
Yuejin NJ130
Почётный номер два в истории китайско-советского сотрудничества — это копия трудяги ГАЗ-51, получившая имя Yuejin, то есть Юэцзинь, что означает «шаг вперёд».
Производство лицензионного «пятьдесят первого» в Нанкине стартовало 10 марта 1958 года. Как и в случае с Цзефанем, продолжение не заставило себя ждать. За базовым бортовым грузовиком на две с половиной тонны последовали его разновидности. Например, NJ230 — это вариация на тему полноприводного ГАЗ-63.
Кстати, фирма Yuejin существует до сих пор. Она входит в состав группы SAIC и выпускает коммерческую технику. Правда, российские продавцы оригинальному названию Юэцзинь предпочитают исковерканный на американский манер вариант произношения — Юджин.
Hongqi CA72
Один из первых, если не самый первый, легковой автомобиль КНР — Хунци («Красное знамя»). Говорят, его создавали чуть ли не по личному распоряжению Мао Цзэдуна.
Однако советского в «Красном знамени» уже меньше, чем в упомянутых ранее грузовиках. В основе конструкции, скорее всего, было шасси Chrysler Imperial 1955 года, а вот дизайн — явно с советскими мотивами. Если вспомнить, что и отечественные художники-конструкторы в 1950-х черпали вдохновение в заокеанской автомобильной эстетике, то круг попросту замкнулся.
Хунцы СА72, как в детской песенке, был похож и на собаку-водолаза, и на всех овчарок сразу. Здесь и чёрточки «Волги» ГАЗ-21, и обаяние первой «Чайки», и парадная строгость ЗИЛ-111. А какие советские автомобили вы ещё увидели в этом «Красном флаге»? Расскажите в комментариях!
Beijing CB4
Освоение легковушек в Китае в середине XX века шло туго. Ведь грузовики — это реально важные для строительства светлого будущего машины, а легковые автомобили — так, капиталистическая блажь. Наверное, поэтому проекты легковушек, не считая «Красного знамени», упорно не получались. А проектов было немало.
В 1959-м на выставке в Нанкине показали Yuejin CN750, в чертах которого несложно узнать «Победу». И не факт, что это была сколь-нибудь локализованная китайская версия — возможно, просто советский фастбэк с местными эмблемами. Впрочем, «Победа» в конце 1950-х уже теряла актуальность. Предпринимались попытки локализовать, например, более современный ЗИМ. Но из проекта Weixing («Спутник») ничего не вышло.
Более успешным получился седан Beijing CB4, который подозрительно напоминает «Чайку» ГАЗ-13. Достоверной информации о конструкции и происхождении этого статного автомобиля нет. Известно лишь, что тираж модели составил 22 экземпляра. Из них до наших дней сохранился лишь один.
Dongfanghong BJ760
Короткая история китайской «Волги» наглядно демонстрирует, почему автомобильный роман СССР и КНР, так бурно развивавшийся в 1950-х, затем быстро сошёл на нет.
Ещё в 1959-м начались работы по локализации «Волги» первого поколения. Китайский ГАЗ-21 получил имя Dongfanghong BJ760. По-нашему читается Донфенхон, а в переводе означает «Красный восток».
Местные седаны прошли комплекс заводских испытаний под надзором советских специалистов, а в 1965-м началось мелкосерийное производство. Но резкое охлаждение отношений между СССР и Китаем поставило точку в многообещающем проекте. Объёмы технического партнёрства между двумя странами резко сократились, а тираж «китайской "Волги"» остановился на 238 экземплярах.
Beijing BJ212
Вот мы и подошли, пожалуй, к главному вкладу Советского Союза в китайский автопром. Это, конечно, Beijing BJ212 («Пекин» BJ212) — не только основной вездеход армии КНР на протяжении 40 лет (с 1965-го по 2005-й) и постоянный участник военных парадов на площади Тяньаньмэнь, но и автомобиль весьма интересной судьбы.
Во внешности и конструкции BJ212 легко отыскать ссылки на ГАЗ-69 и УАЗ-469. Рама и коробка передач от «козлика», а подвеска — один в один УАЗ-452. Бензиновый 2,4-литровый мотор «одолжили» у УМЗ-451, который ставили на УАЗ-469. А самое забавное, что в серию «Пекин» пошёл раньше ульяновского внедорожника!
Ещё любопытнее, что за долгие годы в строю 212-й оброс огромным количеством версий, копий и подражаний на родном китайском рынке. Про эту модель даже шутили, мол, у BJ212 можно насчитать 212 родственников. Если не больше! На базе рамного вездехода мастерили не только фургоны и пикапы, но ещё седаны и внедорожники с внешностью «американцев», например, легендарного Cherokee XJ.
А вы знали, что в Китае копировали советские машины? Расскажите в комментариях!