Соседка везёт маму на отдых. У мамы диабет и варикозная болезнь нижних конечностей. Спросила безопасно ли лететь самолётом 3 часа, и что делать, чтоб не попасть в новостную ленту с фатальной ситуацией.
В 1972г Никсон, возвращаясь со встречи с Л.И.Брежневым на самолёте, уже подлетая к берегам США, получил тромбоэмболию. Спасли, что случается крайне редко. Частота тромбоэмболии лёгочной артерии (ТЭЛА) составляет 0.5-1.5 на 1млн человек в полёте, повышаясь до 5 на 1млн с увеличением времени полёта. Смертельная ТЭЛА является пятой по частоте причиной смерти в полёте. Среди лиц старше 65 лет 1 из 250тыс человек погибнет во время длительного перелёта от ТЭЛА.
Основные факторы риска тромбозов в полёте, в том числе фатальных:
- беременность
-онкопатология
-недавняя травма
-приём контрацептивов
-длительный перелёт свыше 4ч
- обезвоживание
-сахарный диабет
-заболевание сосудов в анамнезе: варикозной болезни, постромбофлебитического синдрома, тромбофлебита
-ожирение
-недавняя полостная операция
-недавний инфаркт и инсульт
-паралич или парез конечностей
-тромбофилические заболевания
-сердечная недостаточность
-нарушения сердечного ритма
-приём алкоголя, в том числе пива, в том числе накануне
-приём седативных препаратов
-место у иллюминатора
Как снизить риски тромбоза путешественника.
Кстати, он может случиться не только в полёте. Длительное нахождение в сидячем положении в автобусе или автомобиле также небезопасно. Однако, в полёте риски, конечно, возрастают в разы. Сатурация кислородом на земле составляет в среднем 95-98%, а на высоте свыше 3000м она снижается до 87%. Парциальное давление кислорода падает с набором высоты. Меняются барометрические характеристики. Огромное значение имеет маломобильность. Всё это в конечном счете приводит к повышенному тромбообразованию в сосудах.
Если есть серьёзная патология, с которой пациент находится на учёте, конечно оптимальнее обратится к участковому или своему лечащему врачу за индивидуальной консультацией.
Для остальных:
- адекватное количество жидкости 30-40мл/кг в сутки, перед полётом можно выпить постепенно до полу литра - литра воды, но именно воды, простой или минеральной без газа. Воздух в самолёте достаточно сухой - 20-25% влажности, потому жидкость не будет лишней.
- важно каждые 30 мин вставать с кресла, если это возможно или делать степ движения стопами стоя у кресла или даже находясь в нём. Особенно при перелётах свыше 4 часов. Когда мы ходим, работает мышечная помпа, перегоняющая кровь по венам, не давая ей застояться в тромбы. В обездвиженом состоянии риски застоя резко возрастают.
- не употреблять алкоголь перед полётом и накануне, даже пива, даже коктейлей
- не перепивать кофе и чая. Лучше заменить изотоническими напитками, просто водой.
- по возможности не принимать седативные и снотворные препараты без острой необходимости
- при рисках тромбоза (например беременность) и дальних полётах можно надеть компрессионные чулки с 1 классом компрессии (18-23мм рт ст). При патологии сосудов класс компрессии должен быть выше, но лучше обсудить индивидуально с врачом.
- при рисках тромбоза (например, онкопатология в анамнезе или известная пациенту тромбофилия) может потребоваться антикоагулянт (эноксапарин, фраксипарин) подкожно перед полётом. Но эти ситуации и дозировки обговаривают с врачом.
- "базисная терапия" основного заболевания проводится в прежнем режиме, но с учётом мнения лечащего врача.
Приятного полёта! ✈️