Владимир Климентьевич Яснецов
(1926 - 2005гг)
Владимир Климентьевич Яснецов – уникальный художник-самородок, пришедший на Дулевский фарфоровый завод в 1950 году в возрасте 24 лет. Отслужив семь лет в рядах советской армии на Дальнем Востоке, из них два года участвовал в войне с Японией. Именно здесь Яснецов познакомился с графикой китайского художника Ци Байши, виртуоза жанра живописи «цветы-птицы» и «травы-насекомые». Лаконичность и изысканность письма произвели на будущего мастера неизгладимое впечатление, что ярко отразилось в его работах пятидесятых годов.
На Дулёвском фарфоровом заводе Яснецов, не имевший специального художественного образования, прошёл путь от ученика до одного из ведущих художников Дулёва.
Жизнь В.К. Яснецова - это история о непростой судьбе одаренного художника, заключенного в строгие рамки советских реалий. Но мечту, как и художественный дар, невозможно заключить ни в какие рамки. В его работах получили воплощение самые яркие образы удивительной красоты природы.
Благодаря участию в крупных международных выставках, таких как Всемирная выставка в Брюсселе 1958 года и Международная выставка керамики в Остенде 1959 года, молодой художник получил признание и уверенность в правильности выбранного пути.
В 1970-е годы начался новый этап расцвета творчества Яснецова и утверждения его особенного стиля росписи по фарфору.
Он один из тех художников, кто задавал моду и определял стиль росписи по фарфору в СССР в 1970-80-е гг.
Так называемый «Яснецовский стиль» отличается свободой и экспрессивностью письма, мажорностью настроения и ощущением радости бытия.
Природа стала главным источником творчества мастера. Запечатлеть в фарфоре её жизнь, красоту было главной целью В.К. Яснецова.
Рядом со своим домом в Ликино-Дулёво Владимир Климентьевич выращивал сирень, пионы и свои самые любимые цветы – розы.
Живя внутри в гармонии с природой, он выводил на блюдах, чашках и вазах: «Калину над прудом», «Черноплодную рябину», «Спелую черешню».
Владимир Климентьевич работал в технике надглазурной росписи, отдавая предпочтение жанрам пейзажа и натюрморта. Интересны и самобытны его графические работы и эскизы.
«Он любил густоту кобальта – синего, голубого, в которые делал просветы, внутрь вписывал цветущую розу. Потом обязательно оживлял жизнь круга мазками.
"Вы всегда ощущаете, когда смотрите на фарфор Яснецова, – движение руки, кисти – чувства, которые человеком владеют", – подчеркивает заслуженный деятель искусств России, почётный член Российской академии художеств Лидия Андреева.
Цветы и цвета он любил за экспрессию, за мажор. Состояние цветения растений дарило ему оптимизм и безграничную любовь к природе, к жизни.
В 1983 году его работы «Золотая осень», «Лунная ночь» и «Первая зелень» были удостоены Почетного диплома Академии художеств СССР.
«Хочу писать так, – говорил В.К. Яснецов, – чтобы радовало глаз, чтобы цветы, ветки, деревья помнились мне не в увядающем виде, а в процветающем».
«Я ищу начало в природе, она меня питает. На одну и ту же ветку я гляжу и вижу в разное время по-разному. Хочу писать так, чтобы радовало глаз».
В 2014 году в ГВЗ "Царицыно состоялась выставка - «Мечта о саде. Фарфор Владимира Яснецова».
Рекомендую также прочесть про образ сирени в работах В.К. Яснецова.
К сожалению в одной заметке невозможно отразить весь творческий путь художника, к тому же художника маститого оставившего после себя множество работ, основателя целой художественной династии.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.