Найти в Дзене
Мысли юриста

Квартиру-то мою ты кому продала? Никому? А почему собственник сменился?

Зинаида Григорьевна старела, уже не было крепости в руках, потерялась острота зрения. Но характер был, еще какой. Вырастила детей, внуки уже были. Некоторых из детей пережила.

В свои 86 лет она чувствовала себя неплохо, и решила съездить в гости к младшей дочери.

- Инна, я к тебе еду, встречай,- кричала она в трубку мобильного телефона. Все соседи были в курсе, а сосед снизу вообще пошутил, что телефон для бабули – так, для виду. Она и без него в соседний район докричится, если надо.

Внучке, Ирине, дала наказ:

- Пока я езжу – за квартирой пригляди, цветы поливай, Барсика корми.

- Бабуля, какого Барсика? У тебя нет кота.

- Это во дворе. Машка, подруга моя, Мурку кормит, дворовую. А я Барсика. Корм ему в миску не забывай накладывать, миска синяя. Не перепутай, а то в красную наложишь, а туда Машка кладет. Обидится еще. Мурка и из синий хорошо лопает, цвета что ли и вправду не различает?

Зинаида Григорьевна была обладателем хорошей однокомнатной квартиры, немаленькой, светлой. И намеревалась в ней прожить еще несколько лет, самостоятельно.

Уехала она, Ирина приходила, цветы поливала, а дома ныла:

- Ну зачем ей такая квартира. мы вот с родителями живем. А она в квартире отдельной. Подарила бы, с собой же не заберет. Сколько ей там осталось – годы немалые. А я за ней ухаживала бы.

- Ира, так она с таким характером еще лет 10 проживет, из принципа. Да и куда ухаживать, она шустрее нас с тобой,- смеялся муж.

Зинаида Григорьевна приехала через месяц. ей очень понравилось у Инны, и она решила:

- Все, квартиру продаю, деньги забираю и уезжаю к Инне. Там себе угол куплю, рядом с дочкой доживать буду. Хорошо там. А угол куплю, вдруг надоем я им, или они мне – соберусь, и уйду жить отдельно. Жизнь она такая.

- Бабуля, тебе разве тут плохо? Подруги, родные,- говорила Ира.

- Я не молодею. Из подруг – только Маша, да и та младше меня на 5 лет. Остальные уж не дожили. Куда я к ним ходить буду? на кладбище? Из родни – только ты, все остальные там, где Инна. Не дай бог, слягу, кто за мной ухаживать будет?

- так я и буду. ты лучше дарственную на меня на квартиру сделай, а я буду рядом с тобой до последнего вздоха.

- Ждать ты будешь, когда же я этот последний вдох сделаю. Нет, дарить не буду. Продаю квартиру,- уперлась бабушка. – А пока продается – уеду к Инне жить.

- Ладно, продавай. А как ты продавать собралась – ты там, а квартира тут.

- Так я на тебя сделаю доверенность. Квартиру продашь, деньги получишь. Процент с них себе оставишь, остальное мне.

- Хорошо, бабушка,- согласилась Ирина.

Собралась Зинаида Григорьевна, попрощалась с соседям и подругой Машей. Та плакала:

- Уезжаешь, а с кем я останусь? Кто Барсика будет кормить.

- Корми обоих, давно ведь его за моей спиной наглаживаешь. Ладно, будем созваниваться, не болей.

Перед отъездом Зинаида сделала доверенность на внучку на продажу квартиры, получение денег, и уехала. Хорошо ей было у Инны, спокойно. Дочка уже не работала, на пенсию вышла. Вместе с мамой гуляла, готовила. вместе сериалы смотрели, внуки и правнуки приезжали. Хорошо как.

два раза в неделю Зинаида Григорьевна звонила внучке:

- Ира, что там с квартирой? Как продается?

- Пока никак. Смотрят, да не покупают.

Машка, подруга древняя, говорила, что пустует квартира, никто не живет. А Барсика и Мурку больше не кормит, новые соседи в соседний подъезд въехали, забрали их себе, к врачу кошачьему свозили, стерилизовали, сделали прививки, подлечили. и теперь коты, как и они, заслуженные пенсионеры с хорошим уходом.

Прошло полгода. Зинаида говорит Инне:

- Надо бы налог за квартиру платить. Что-то долго Ира продает квартиру.

- Бабуля, - пропищал –10-летний правнук, так может она уже продала, а тебе не говорит, присвоила деньги, и потратила.

- ой, а как проверить.

- Не переживай, мамам - сказала Инна. Сейчас мы закажем выписку и Росреестра.

Когда пришла выписка, в собственниках значилась Ирина, внучка.

- Вот и не продается, вообще квартиру на себя переписала,- возмутилась бабушка.

Она тут же набрала внучку:

- Что, Ира, квартира-то продается?

- Нет, бабуля, не продается.

- Естественно, а с чего в моей квартире собственником ты стала? Если сама купила, шли деньги.

- Бабушка, это случайно, я ее тебе верну. А лучше подари мне ее.

- Вот еще. Моя квартира, пусть тебе муж дарит. С чего это я должна.

- Я пока не хочу возвращать.

Ирине пришла повестка в суд. Зинаида Григорьевна наняла и оплатила адвоката, не тот у нее возраст, чтобы по судам ходить.

как выяснил адвокат, Ира продала квартиру своей свекрови. Но та даже денег не передавала, пользоваться и не начинала. просто через 27 дней после регистрации права собственности оформила куплю-продажу на Иру.

В суде свекровь заявила:

- Я Ире говорила, что надо обратно сделать на бабушку, а она – бабушка обещала подарить, так что так оформим, что уж туда-сюда. Даже если продавать, мне так проще, без доверенности.

Ира подтверждала слова свекрови.

А то, что бабушку, собственницу не уведомили – так чего старушку беспокоить. Годы идут. Ей уже 88 лет скоро.

Суд, кончено, отменил все, и вернул квартиру в собственность Зинаиде Григорьевне. Она с удовольсвтием посмотрела в выписку.

- Как теперь квартиру продавать?

- Мама, тебе что все неймется. Живи так. Квартира пусть стоит. Денег хватает, ты живешь спокойно.

И Зинаида успокоилась, общалась с внуками и правнуками. В довольствии прожила еще год, а потом уснула, и больше не проснулась.

Инна подала на наследство, встретила свекровь Иркину.

- Инна, Ира-то тоже в наследство вступать будет, за отца, по праву представления. Она так говорила.

- Сначала расстраивала бабушку, а потом еще и оттяпать кусок захотела. Может, без этих расстройств она еще лет 5 пожила бы.

Инна явилась к нотариусу, и написала заявление о признании Ирины недостойным наследником. Ведь был суд, когда она хотела квартиру себе у бабушки забрать, расстраивала старушку.

Нотариус отказала – идите в суд, там и признавайте. И вообще, она ко мне даже не приходила заявляться, претендовать на наследство.

- А кто приходил?

- Я разглашать сведения не вправе.

Инна подала иск в суд на отказ нотариуса о признании недостойной наследницей Ирины. Всю историю рассказала. Даже про Мурку с Барсиком. Суд, правда, это в протокол вписывать не стал, но с удовольствием послушал о судьбе животных.

Инна и ранее подавала, напрямую на признание недостойной наследницей Ирину, но суд отказал в принятии заявления – к нотариусу идите. Она сходила, и вот теперь оспаривает отказ.

Суд рассмотрел дело, все документы. И уточнил, что не заявляла Ирина нотариусу намерения вступить в наследство, не приходила. Как она ее недостойно объявит? А то решение – ну есть оно и есть, на суть дело в данный момент никак не влияет.

так что в иске Инне было отказано. Она сердилась, расстраивалась. Но пришло время получать свидетельство у нотариуса – и оказалось, что Ирина не приходила заявлять свои права.

Инна позвонила ей:

- Ирка, гадость какую-то готовишь?

- Да отстаньте вы от меня с этой квартирой. В роддоме я, и дом мы купили. Не до того мне. И не нужна мне эта квартира. А бабушка, если вы так волнуетесь, могла бы и завещание сделать. Но не сделала. Видимо, на всех поделить хотела. Все, прощайте.

Шпаковский районный суд Ставропольского края, решение от 14.10.2021 по делу № 2-1487/2021

Шпаковский районный суд Ставропольского края, решение от 20.12.2022 по делу № 2-3122/2022

Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.