Порты Азово-Черноморского бассейна играют ключевую роль в российской логистической сфере. За первые пять месяцев текущего года их совокупный грузооборот достиг 126,6 млн тонн, что почти на 22% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Рост грузооборота обеспечили высокие объемы вывоза зерна — его перевалка увеличилась в 2,2 раза; а также угля — самая высокая динамика прироста.
Однако при увеличении мощностей железной дороги для выхода к южным портам, показатели прироста перевозки грузов могут быть выше в несколько раз, считает Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.
На увеличение мощностей железной дороги планируется выделить 20 млрд руб. из бюджета РЖД — основного железнодорожного перевозчика России. Однако изначально финансирование расширения железнодорожной инфраструктуры должно было составить 40,7 млрд руб. за период с 2019-го по 2024-й годы. Реализация проекта позволит к 2025 году увеличить провозную способность железных дорог, ведущих к портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) до 131 млн тонн, а к 2030-му — до 150 млн тонн.
Однако заявленных мощностей будет недостаточно, особенно, с учетом того, что южные порты сейчас используются для разгрузки Дальневосточного бассейна в контейнерном сегменте. По этой причине требуются как минимум 200 млн тонн пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, так как нагрузка на АЧБ в связи с корректировками направлений грузопотоков будет только увеличиваться. Кроме того, запланированные сроки реализации вызывают сомнения из-за строительства обхода вокруг Саратова, который является самым непростым участком проекта.
Обход Саратова — это первый проект, в котором присутствовали отдельные этапы по выносу и переустройству коммунальных сетей, в том числе газовых, электрических, тепловых — они были завершены в 2021-2022 гг. В текущем году началось строительство сразу на всей протяженности участка — 140 км путей, пять металлических мостов, семь путепроводов. Это позволит к 2027 году удвоить объемы грузооборота через Саратовский узел до 125 млн тонн.
Таким образом, увеличение мощности железных дорог к южным морским портам России до 150 млн тонн — это решение для нивелирования дефицита пропускной способности в связи с увеличением объема грузовых перевозок, пассажиропотока и повышением спроса на транспортировку импортных и экспортных товаров через южные порты.