Найти тему
Паралипоменон

Где ночует солнце. Как Субудай и Джэбэ пошли на Запад

Оглавление
Куда бы не посылали цари, они посылают на смерть
Куда бы не посылали цари, они посылают на смерть

1221 год. Начало. Оставив Западный Иран и два отборных тумена на попечение Джэбэ, Субудай-Багатур едет в Ставку. Где его ждут Старый Хан и новый приказ. Идти туда, откуда не возвращаются.

Роковой (для России) рейд начинается.

Продолжение. Предыдущую часть и свиней, подкладывают (под троны) ЗДЕСЬ

Музыка на дорожку

Не ищи врага внутри, когда он снаружи. Не ищи снаружи, когда он внутри

По узкой равнине, отделявшей свинцовое море от черных хребтов, мчался всадник. Издали он казался одинок, но внимательное око отмечало положение в седле и странную пустоту вокруг.

Земля будто вымерла, а всадник болтался из стороны в стороны. Как если бы на коня посадили мертвеца или куклу. И хотя наездник со смертью дело имел, сам он мертвым не был.

Его звали Субудай-Багатур и привязанный к скакуну, он третий день подряд мчался к Великому Хану.

Доложить, что сделано и спросить, что дальше.

Что дальше

Ответ ждет человека не меньше, чем человек ответа

Джэбэ оставался в Муганских степях, где монголы провели зиму. Бурную и стремительную как многое в этой земле. Где угасание и расцвет шли в ноздрю, вырывая друг у друга людей и время. Дома такой весны не было.

Да и ничего не было, такого.

Сочная земля заливалась плодами, города расцветали толпами. Гоняясь за несчастным Махмудом год напролет, они захватывали их посулами и угрозами. А вероломные жители покорялись утром, чтобы изменить вечером.

У них (монголов) было достаточно сил, чтобы захватить эту землю. И недостаточно, чтобы на ней закрепиться. Даже гарнизонную сотню Субудай не мог оставить для порядка, ограничиваясь напутствиями и пайцзой. Не успевала за ними улечься пыль, как замиренные города восставали.

А пайцза торчала из пасти, на отрезанной голове наместника. Из несчастных, соглашавшихся им служить. И ничего поделать с этим было нельзя.

Тумены редели.

Если бы он себе лгал, то сказал бы, что время съело каждого четвертого. Но если бы он себе лгал, то не стал бы Субудай-Багатуром. И приходилось мириться с тем, что выбыл каждый третий. Стычки, болезни, раны и усталость выше той, что может выдержать человек. Даже если этот человек - монгол.

Отдохнули только в Мугане. Благословенной долине, где всюду зелено и всегда сытно. Когда весть, что Властитель сартаулов (и вор!) Махмуд, помер как бездомная собака, где то на острове прокаженных - подтвердилась. Субудай разослал гонцов, и тысяча за тысячей вливались в привольные степи.

Где первые дни, они просыпались только чтобы поесть.

А кони и во сне ели.

Пока человек на коне, человеку хватает конского
Пока человек на коне, человеку хватает конского

Отжирались и отсыпались, не забывая отправлять гонцов в Ставку.

Текст одного из посланий, сообщает Рашид ад Дин:

Султан Мухаммед умер, а сын его Джелал-ад-дин бежал и пришел в ту страну.
Теперь мы, освободив сердце от [заботы] о них, согласно требованию, которое было определено приказом Чингис-хана.
Бог даст, сможем прибыть в Могулистан, [но] это ведает мощь Великого Господа и счастье Чингис-хана!

Ответом служило молчание.

За первым гонцом ушел второй, за ним третий. С каждым по 300-400 всадников сопровождения. Меньшее число, на дорогах этой страны не выживало.

Год выдался страшным, а зима лютой.

Старая власть рухнула, новой не появилось. И дела немедленно прибрали к рукам разбойники. Особенно те, кто еще вчера назывался властью. Хотя этим явлениям свойственно друг в друга перетекать. И кто (из убеленных!) ответит когда разбойник становится властью и когда власть становится разбойником.

Остатки войск хорезмшаха терзали поселян грабежами. Отличаясь от монголов только тем, что у монголов воины слушались предводителей. А у тюрок предводители воинов. Грабили те и другие одинаково. Да и не они только. Туркменские племена, шайки городских негодяев, курды.

Словно земля вывернулась изнанкой и что обитало в арыках, вселилось во дворцы. А что жило во дворцах, оказалось в арыках.

Не в силах сохранить имущество, люди бросали селения и искали спасения у камней. Уходя в города и горы. Предпочтя скученность неизвестности, а голод страху. Страсти разгорелись и земля восстала. И где еще под конец (1221) года, назначенные Субудаем наместники отдавали приказы. С началом нового (1222) они отдавали душу.

Эти вести он и вез в Ставку. Приказав вязать себя к скакуну на каждой яме (застава). Чтобы доехать как можно быстрее.

Потому что Чингисхан, все молчал.

Кого послали на Запад

Хочешь поладить с людьми, убери силу. Хочешь поладить с царями, убери ум.

Оседлав холм, командир полусотни поднял бунчук. Дальше на возвышенности шумело становище. Откуда прискакал кешиг, сотни на три голов, с молодым и ретивым начальником. Что придирчиво всматривался в прибывших, выпытывая у Субудая, кто он такой и чего ему нужно.

Меняются места, меняются лица..

Год с небольшим прошел, а их уже не узнавали.. К счастью, вскоре прибыл тысячник Есунтэгэ (сын Джэлмэ). Признавший дядю, и ему поклонившийся.

Вернувшись, посыльный указал, где разбить стан. Добавив, что Хан вскоре примет. И вскоре, затянулось на несколько дней.

Последующее, характеризуют выдержки скупых хроник

ЮАНЬ ШИ:

Субэтай представил доклад трону и просил разрешения покарать кыпчаков.
Согласие на это было дано

К чему ССМ (Сокровенное сказание монголов) добавляет

А Субеетай-Баатура он отправил в поход на север, повелевая дойти до одиннадцати стран и народов, как-то:
Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Оросут, Мачжарат, Асут, Сасут, Серкесут, Кешимир, Болар, Рарал (Лалат).
Перейти через многоводные реки Идил и Аях, а также дойти и до самого города Кивамен-кермен.
С таким повелением, он отправил к поход Субеетай-Баатура.

Сообщение же Рашид ад Дина

Отправляйтесь в погоню за султаном Хорезм-шахом.
Согласно сему (моему) наказу, покончив эти дела в трехлетний промежуток времени, вы возвратитесь через Дешт-и Кипчак и присоединитесь к нам в нашем древнем юрте, в Монголии.
Так как по аналогии (с происшедшим) мы, по видимому, за этот срок совершенно покончим с делом (покорения) земли Иранской. И прибудем домой победителями и победоносными.

Объединяет приказ о преследовании Хорезмшаха Мухаммеда, с последующими повелениями о движении на Запад.

НО!

Он же (Рашид ад Дин) приводил послания Джэбэ и Субудая, где они выказывали стремление вернуться назад. В чём, им было отказано.

Почему?

У сложных людей, не бывает простых отношений
У сложных людей, не бывает простых отношений

Даже нестыковки хроник и обрывки сведений указывают, что отношения этих выдающихся (безусловно) людей, не были однозначны.

Говоря прямо, Субудай-багатура Чингисхан ценил, но его возможности (по возможности) ограничивал. Чуя (а людей он чуял!) немыслимую способность к войне, которой этот человек был одарен с рождения.

И мириться с этой способностью не хотел.

По привычке воспринимая Субудая - младшим сверстником, братом Джэлмэ. Немногословным юношей урянхайцем (предки тувинцев), охотно помогавшим отцу и не лезшим в разговоры старших.

Скромным мальчишкой из кузни Джарчиудая, он (для него) и оставался. Потому что наш ум не хочет принять, что наши младшие выросли.

Да и мы не помолодели.

От старшего брата, Субудай отличался как туман от ветра. Джэлмэ товарищи называли Ухэ (дерзкий человек, разбойник). Этот же был другим..

Молчаливый, непонятный. Всё понимавший сходу. Но даже это (понимание) выражавший улыбкой изредка, и редким. Многое было от шамана (Кокочу), без его язвительности и наглости.

Длинная воля присутствовала, но..

Нужды отстаивать себя здесь и сейчас. Не ломаться. Не покориться силе и ввиду смерти. Готовность биться, кусаться, резаться. Чтобы попытка подчинить твою волю, стоила своей жизни. Этой нужды не было. Слишком дальновиден был Субудай, чтобы в подобном положении оказаться.

Уходил раньше (намного!). Не лез в горы. Обходил холмы и не углублялся в леса. Предоставляя всё это противнику. Когда же тот уставший, потрепанный, не понимающий за кем гонится, и есть ли за кем (и зачем) гнаться, - падал.

Тогда Субудай наносил удар. Если удар вообще требуется тому, кто имея в друзьях терпение, через него становится другом времени и пространству. Стратегом, как сказали бы там, куда он его собирался отправить.

На Западе.

Сейчас этот друг (времени и пространства) стоял в шатре. Поджарый мужчина без тени жиринки. С двумя (пока..) пытливыми глазами и жгутами щек. Той крепкой породы, которой может быть равно и сорок, и шестьдесят. Что иногда и в семьдесят показывает юнцам, как выглядит выносливость.

Он всё понял. Привезя Чингисхану, его же невысказанную мысль и облекая её формой собственного доклада.

Зачем нам Запад

Ступень на которой топчутся, ведет вниз

Логика экспансивного развития, неотделима от потенциала ресурсной базы. Последовательно сталкиваясь с фазами её:

  1. Ограниченности
  2. Исчерпания
  3. Угасания

Замедляющих распространение, сильнее противодействия извне.

Что применительно не к государственному строительству вообще, как форме человеческой самоорганизации, но к её имперской разновидности. А именно игнорирования границ и претензией на глобальность.

Если изложить проще:

Бабы не нарожают

Хотя и стараются.

Вначале сильно, потом не очень.

Что ставит великие государства перед дилеммой:

  1. Переосмыслить Modus vivendi. С переходом от внешней экспансии к внутреннему развитию;
  2. Искать ресурсную базу во вне.
Вавилонские башни не стоят на одном кирпиче
Вавилонские башни не стоят на одном кирпиче

И большинство прибегает ко второму, чтобы оттягивая конец, его приблизить.

Истощив ядро этноса - основателя, Империя становится ему лютейшим врагом. Не скупясь на кнуты для своих крепостных, чья служба и жертвенность воспринимается как должное. И на пряники для соседей, чье расположение нужно купить. Деньгами и кровью.

Важнейшее значение приобретает комплиментарность. Когда системе требуется народ не свой, но похожий. Чтобы и его бросить в топку тофета.

Так исчерпанность квиритов заставила Рим пополнять легионы германцами. Истощенная Кастилия бросилась завоевывать Португалию. Франции для европейской гегемонии потребовалась Бургундия. Англии не стать бы Владычицей морей, без шотландского виски. Перед прыжком в пропасть, Германия основательно подкрепилась венским кексом и .т.д.

Чингисхан и Субудай первыми поняли, что дальнейшее движение монгольской повозки, невозможно без кипчакского колеса. Откуда просьба:

Покарать кипчаков

И

Согласие на это было дано.

Чем же так провинились кипчаки?

А тем. Что будучи такими как мы, живут не так. И так жить не хотят. А значит надо заставить. Как? Как обычно.. Вырезать князей, и песенников. И заменить их своими князьями, и песенниками. По-другому никак не бывает.

И всадник помчался на Запад.

Воплощать Великую Идею на практике. Хотя он и не имел теоретической базы в лице пантюркизма, панславизма, пангерманизма и других химер величия. Передающихся от народа к народу, как вирус бешенства, через слюну и укусы.

Чтобы отвергнув Вторую Заповедь

Не сотвори себе кумира

Отрицать Предназначение человека.

Называть личное в нём - лишним. Оправдывать насилие ложью и утверждать ложь насилием. Чтобы истерическая требовательность совокупившись с поломанной волей породила ВСЕОБЩУЮ ВОИНСКУЮ ПОВИННОСТЬ. Одну из худших форм человеческих жертвоприношений.

Ради которых всё и затевается.

И хотя к этому (жертвоприношению) Субудай отношения не имел. Принцип превосходства общего над частным, внедрял упорно.

Когда человек получает сапоги, сапогом (по берцовой кости). И подгоняемый Цитатником Мао, отправляется в поля, подыхать за Великого Инку. Футболисты остаются без ног, пианистам вышибает барабанные перепонки, физиков доводят до сумасшествия скоты-сослуживцы. Поэтов топят в лагерной параше.

А пророков..

Что делают с пророками люди. Которые считают пророками тех, кто говорит им

Всё хорошо!

Но пророки те, кто говорит им (людям) - всё плохо.

P.S Но что же делать! - Молиться Тому, Кто сильнее того, кто в мире.

Подписывайтесь на канал. Продолжение ЗДЕСЬ

Не забывайте Телеграмм! Там тексты раньше

Поддержать проект:

Мобильный банк 7 903 383 28 31 (Сбер, Киви)

Яндекс деньги 410011870193415

Карта 2202 2036 5104 0489

BTC - bc1qmtljd5u4h2j5gvcv72p5daj764nqk73f90gl3w

ETH - 0x2C14a05Bc098b8451c34d31B3fB5299a658375Dc

LTC - MNNMeS859dz2mVfUuHuYf3Z8j78xUB7VmU

DASH - Xo7nCW1N76K4x7s1knmiNtb3PCYX5KkvaC

ZEC - t1fmb1kL1jbana1XrGgJwoErQ35vtyzQ53u