Мировоззрение как общее представление о действительности и мировосприятие как способ оценки этой действительности можно сравнить с двумя сообщающимися сосудами. Когда в восприятии Мира добавляются новые факторы, то это незамедлительно отражается на полноте общего понимания имеющихся условий Существования. Иначе всю эту конструкцию можно назвать Знаниями, так эти определения приобретут осязаемую смысловую нагрузку, перестав быть «вещами в себе», куда их поместили погрязшие в своих лукавых умствованиях апологеты классической философии.
По своему определению Знания – это упорядоченные сведения о чём-либо с обязательной перспективой практического применения. При этом, важно не просто знать о существовании определённого предмета, явления или процесса, нужно иметь данные о свойствах и характеристиках, использование которых может привести к желаемому результату в рамках мотивов и устремлений личности. Говоря проще, мало знать, что есть металл или нефть, необходимо знать свойства этих веществ. Этот принцип познания справедлив по отношению к любым знаниям о чём бы то ни было.
Развитие цивилизации самым тесным образом сопряжено с последовательным накоплением знаний об окружающей действительности как в естественной, так и в гуманитарной сферах. Думается, что с этим утверждением согласятся многие, но вот что интересно, за всё это время ничего принципиально нового изобретено не было. Безусловно, была осуществлена масса открытий, в применении уже имеющимся технологиям, но чтобы создать что-то, чего ещё абсолютно не было ни под каким видом, на это человеческий гений оказался не способен. Это я сейчас не к тому, чем отличается наш скорбный разум от разума «творца», я подвожу к тому, что, по большому счёту, информация – это одно, а знания – совершенно иное, и смешивать эти понятия нельзя. Знания всегда вторичны по отношению к информации. Как в природе нет ничего, что бы не имело хоть какого-нибудь значения, так же ни в одном из языков невозможно найти хоть одно слово, лишённое какого бы то ни было смысла. Всегда сначала проявляется (вернее обнаруживается) нечто и только потом ему находится вербальное определение или название.
Мир достаточно сложно устроен, в нём нет простых, элементарных явлений, представляющих собой нечто монолитное, то есть проявляющее одно единственное свойство или характеристику. Формы физически проявленной материи, если копнуть чуточку поглубже, не столь просты, и об этом человечество знает уже достаточно давно. То же самое касается и социума как отдельного явления, состоящего из отдельных индивидуумов. Вопрос лишь в точке зрения: на строение вещества мы смотрим снаружи, а на социум – изнутри.
Широко известный философский принцип: «Качество Целого определяется качествами составляющих его частей, проявляемых во взаимодействии друг с другом» можно проинтерпретировать следующим образом: «Информация, отражающая качества (свойства и т.д.) Большого, есть совокупность действующих взаимосвязей составляющих его мелких (элементарных) элементов». Иными словами, информация находится не в самой «материи» (атомы или личности), а как бы между ними. Знания же – это то, что удалось заметить, описать и применить себе на благо. При этом, что крайне важно, достаточность Знаний определяется не полнотой собранной информации по той или иной теме, а возможностью осуществления акта фактического действия с объектом или по отношению к оному. Приводить примеры я не стану, они вполне очевидны. Безусловно, иной раз результат действия оставляет желать лучшего, но это, в первую очередь, будет свидетельствовать о недостаточности собранной информации. Есть простое правило, если у тебя что-то не получилось, значит, ты сделал что-то не так.
Говоря по большому счёту, Знания – штука приходящая и пополняемая, они всегда частичны и субъективны, являясь отражением внимания, интересов и устремлений человека. Информация же просто есть, она абсолютна и объективна, так как процессы существуют по факту, независимо от того, знает о них человечество или пока (уже) нет. Новые материалы, новые искусственные объекты, а также новые формы устройства общества не в счёт, так как всё это берётся не из ниоткуда, но на основе уже существующего. Причины и следствия, стратегические и тактические знания.
Мотив для пополнения Знаний прост, как песня. Больше знаний – больше возможностей. Большие возможности – суть власти, но не как возможности раздавать приказы (это всего лишь средство), а как возможности направлять общественные процессы по своему усмотрению (цель). Из этого следует, что Знаниями можно манипулировать, открывая доступ к полученной информации полностью или частично, в зависимости от намеченных целей. К самой же информации подобные финты не применимы, её можно только интерпретировать в меру собственного понимания и интересов.
Информация может быть скрыта до тех пор, пока на неё не обратят пристального внимания. Знания же по своей природе и назначению абсолютной тайной не являются, за исключением случаев аналогичных анекдоту про неуловимого Джо. Знания необходимы для осуществления процесса (действия), процесс приводит к определённому результату, проявляющемуся в изменении условий и обстоятельств. Это значит, что при должном умении, внимании и усердии можно размотать весь клубок причин и следствий и вычислить не только инициатора тех или иных событий, но и скрываемые им сведения (знания) и побуждающие мотивы. Обладание подобными сведениями с налётом контрразведывательного характера позволяет выработать ответные меры, кои жизненно необходимы в плане конкуренции.
Этот приём так же не нов и применяется давно и повсеместно, примеров этому можно найти много и где угодно (история, технологии, юриспруденция и т.д.), ибо он является доказательством закона А. Тойнби «Вызов и ответ», на который принято ссылаться в определённых кругах. Подобное поведение весьма предсказуемо, так как знания и конкуренция всегда идут рука об руку, что, собственно, и позволило науке скинуть религию с престола властительницы дум. Однако, эта победа не привела к полному торжеству рационализма по той причине, что в паре знания – конкуренция ведущая, мотивирующая роль принадлежит последней, ведь знания всего лишь средство.