Найти в Дзене
Разноцветные грани

И снова о кондукторах и "счастливых" билетиках в литературе и искусстве. А также о рекламе

Непростое это дело, видимо, — писать рекламные посты. А уж если речь о саморекламе, то и подавно.

Недавний мой пост имел рекламный характер. А именно, с его помощью я хотела прорекламировать свою заметку, опубликованную в Интернет-журнале "Новая Литература". Но упомянула о заметке в самом конце поста, поэтому не все обратили на это внимание. А те, кто обратил, ничего не сказали. Эх... А мне хочется мнений, взгляда со стороны на то, как такой опус смотрится в литературном журнале, стоит ли продолжать написание подобных "произведений" и, если да, то как обозначить их жанр.

Суть дела заключается в следующем. Цель таких иллюстрированных монологов — обратить внимание читателей на произведения, ранее опубликованные в "Новой Литературе". Для этого Глафира выбирает из текста какой-то понравившийся ей фрагмент и начинает рассуждать на близкие или не очень близкие темы, опираясь на свои ассоциации. В общем, пускается в плавание свободной болтовни, сопровождая это показом картинок-иллюстраций.

Гнездо сороки с "драгоценностями". Источник фото: https://emilia-spanish.ru/obrazy/gnezdo-soroki-s-dragocennostyami-93-foto.html
Гнездо сороки с "драгоценностями". Источник фото: https://emilia-spanish.ru/obrazy/gnezdo-soroki-s-dragocennostyami-93-foto.html

А идею для создания такой рубрики, "Корзинка с картинками", дали реальные сороки и вороны. Которые любят яркие и блестящие предметы. В гнёздах этих птиц чего только не находят! И ювелирные украшения, и монетки, и стёклышки, и маленькие зеркальца, и даже ножницы и инструменты. Вот и виртуальная ворона, Глафира Карркодилова, тащит в свою Каррзинку карртинки и кусочки текстов...

Ну ладно, заметка опубликована. И как водится, после публикации появляются новые идеи, вспоминаются факты, которые забыла упомянуть, возникают недовольство написанным и мысли о том, что что-то можно было сказать иначе и лучше. Думаю, подобное знакомо многим. Ибо нет предела совершенству...

Что ж, помещу здесь кое-что из забытого-несказанного в заметке.
Во-первых, в Чите есть
памятник счастливому билету. Его установило в 2021-ом году Читинское троллейбусное управление.

Чита. Памятник "счастливому" билету. Источник фото: https://regnum.ru/news/3371626
Чита. Памятник "счастливому" билету. Источник фото: https://regnum.ru/news/3371626

Ну, а о "продавцах "счастливых" билетиков" — о кондукторах Владимир Маяковский в стихотворении "Кем быть?" писал так:

На заводе хорошо,
а в трамвае —
       лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам
       езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
      ему весь день
в трамваях ездить можно.
— Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые —
зеленые,
     красные
и голубые. —
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
    и грейся.

Кадр из диафильма "Кем быть?". Источник: https://diafilmy.su/6543-kem-byt.html
Кадр из диафильма "Кем быть?". Источник: https://diafilmy.su/6543-kem-byt.html

Стихотворение Маяковского было написано в 1929 году. А рисунок Валентина Ивановича Курдова (1905-1989) создан в 1939 году.

В.И. Курдов. Кондуктор. Иллюстрация для журнала. 1939. Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь, 22×15,8 см. В правом нижнем углу авторские инициалы и дата: «ВК / 1939».
В.И. Курдов. Кондуктор. Иллюстрация для журнала. 1939. Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь, 22×15,8 см. В правом нижнем углу авторские инициалы и дата: «ВК / 1939».
О Курдове с сайта-источника:
Художник-график, народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Подростком посещал Пермские свободные художественные мастерские (1921), затем два года учился на ювелирном отделении Екатеринбургского художественно-промышленного училища. В 1923 году был зачислен во ВХУТЕИН. Учась во ВХУТЕИНе у А.Е. Карёва, К.С. Петрова-Водкина, М.В. Матюшина, А.И. Савинового, параллельно занимался в ГИНХУКе у К.С. Малевича. С 1927 года под влиянием В.В. Лебедева и В.В. Бианки началось его сотрудничество с Детгизом. В годы войны Курдов оставался в блокадном Ленинграде, был одним из организаторов и руководителей Ленинградской мастерской сатирического плаката «Боевой карандаш». После войны продолжил занятия иллюстрацией, оформил книги В. Бианки, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, карело-финский эпос «Калевала». Сделал новые иллюстрации к сказкам Киплинга (1980), был награжден за них дипломом имени Ганса Кристиана Андерсена (1982).

И ещё несколько репродукций работ художников, на которых изображены кондукторы, показаны разные грани этой нелёгкой профессии.

Эдуард Ильич Хороший. Ночной трамвай. 1956 г. Источник: https://fishki.net/3748355-virtualynaja-galereja-iskusstvo-sovetskogo-sojuza-socrealizm/gallery-9211695-nochnoj-tramvaj-1956-photo.html
Эдуард Ильич Хороший. Ночной трамвай. 1956 г. Источник: https://fishki.net/3748355-virtualynaja-galereja-iskusstvo-sovetskogo-sojuza-socrealizm/gallery-9211695-nochnoj-tramvaj-1956-photo.html
Борис Щатилов. В трамвае. Источник: https://marischaro.livejournal.com/157321.html
Борис Щатилов. В трамвае. Источник: https://marischaro.livejournal.com/157321.html
Александр Скалозубов. Кондуктор. 1970 г. Бумага, цветная автолитография. 40 x 50,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/47788
Александр Скалозубов. Кондуктор. 1970 г. Бумага, цветная автолитография. 40 x 50,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/47788
А.В. Швецов. Спящий кондуктор. Бумага, гуашь. 36 x 44 см
А.В. Швецов. Спящий кондуктор. Бумага, гуашь. 36 x 44 см
Виктор Дынников. Кондуктор. 1975 г. Источник: http://cultobzor.ru/2017/12/na-krayu-tsveta/09-2699/
Виктор Дынников. Кондуктор. 1975 г. Источник: http://cultobzor.ru/2017/12/na-krayu-tsveta/09-2699/
Тимур Инсинбаев. Часть триптиха «Оранжевый автобус». Кондуктор. 2009. Оргалит, масло. Источник: https://admomsk.ru/web/guest/special/news/-/asset_publisher/5SzB/content/655892
Тимур Инсинбаев. Часть триптиха «Оранжевый автобус». Кондуктор. 2009. Оргалит, масло. Источник: https://admomsk.ru/web/guest/special/news/-/asset_publisher/5SzB/content/655892
Филипп Сапегин. Кондуктор. Источник: https://www.e1.ru/text/job/2021/08/24/70095110/
Филипп Сапегин. Кондуктор. Источник: https://www.e1.ru/text/job/2021/08/24/70095110/

Как видим, кондукторы бывают разные. Добрые и снисходительные, но встречаются также и не очень любящие пассажиров.

Михаил Вачаев. Источник: https://tanjand.livejournal.com/2840474.html
Михаил Вачаев. Источник: https://tanjand.livejournal.com/2840474.html
Художник Альберт Растяпин. Источник: https://nashchelyabinsk.ru/post/strogie-konduktory-ili-sluchai-v-zimniuiu-stuzhu/
Художник Альберт Растяпин. Источник: https://nashchelyabinsk.ru/post/strogie-konduktory-ili-sluchai-v-zimniuiu-stuzhu/

Надо заметить, что среди пассажиров тоже встречаются разные. Например, на иллюстрации Наталии Ершовой можно заметить двух воришек. Видите их?

Художник Н. Ершова. Источник: https://www.9111.ru/questions/7777777772383434/?amp=1
Художник Н. Ершова. Источник: https://www.9111.ru/questions/7777777772383434/?amp=1

Как бы то ни было, не надо забывать, что кондукторы — тоже люди, которым тоже хочется обычного человеческого счастья.

Анжела Джерих. Любвеобильная кондукторша. Источник: https://vakin.livejournal.com/451632.html
Анжела Джерих. Любвеобильная кондукторша. Источник: https://vakin.livejournal.com/451632.html

И две репродукции, на которых кондукторов нет, но присутствуют "счастливые" билетики — главные "герои" моей заметки в НЛ.

Дарья Краснова. Счастливый билетик. Бумага, акварель, тушь. 30 x 42 см. Источник: https://www.livemaster.ru/item/28471607-kartiny-i-panno-schastlivyj-biletik
Дарья Краснова. Счастливый билетик. Бумага, акварель, тушь. 30 x 42 см. Источник: https://www.livemaster.ru/item/28471607-kartiny-i-panno-schastlivyj-biletik

И вот такая работа. К сожалению, не помню, где я её нашла. И автор там, видимо, не был указан.

Счастливый билет
Счастливый билет

Зима. Замёрзшее трамвайное (автобусное, троллейбусное?) стекло. Небольшая проталинка в нём, в которую видна вечерняя улица. Кондуктора нет. Это то время, когда пассажиры покупали билетики с помощью установленных в транспорте касс. Они были разных конструкций. Здесь внизу изображена такая, где нужно было опустить монетки (В Свердловске это было 3 копейки в трамвае, 5 — в троллейбусе, 6 копеек — в автобусе), затем надавить на кнопку, с усилием переводя её вниз. И вылетал билетик...Кассовый аппарат даже умел выдавать сдачу. Но не всегда выдавал, что-то ломалось в устройстве. Поэтому лучше было не рисковать и опускать точную сумму.
Билет получен. Счастливый.
И  обладатель этого билетика прилепил его на стекло... И такое бывало.

Эх...
Это было недавно, это было давно.

Что ж, люди во все времена стремились достичь счастья.
И пусть все будут счастливы. И кондукторы, и пассажиры, и мы с вами!

А что касается рекламы, то считаю идеальным примером
ролики, снятые в 90-е годы Тимуром Бекмамбетовым для банка "Империал".

Банка уже нет, а рекламу помнят.

Ну, и по традиции в заключение рекомендую свои любимые каналы, на которых любители искусства смогут найти много интересных материалов.

Живопись. Фотография.

Заметки Художника