Найти тему
93,4K подписчиков

Концепция поисковой активности в психологии

В этой статье я хочу обратить внимание всех интересующихся психологий, на очень интересное направление, которое было разработано советскими физиологами в 80-х годах, и которое незаслуженно...

В этой статье я хочу обратить внимание всех интересующихся психологий, на очень интересное направление, которое было разработано советскими физиологами в 80-х годах, и которое незаслуженно «потерялось» из информационного пространства после развала СССР. Получилось так, что после развала Союза произошло естественное увлечение отечественных психологов западными методами психотерапии. Конечно же, среди западных методов психотерапии есть много очень эффективных подходов, и очень хорошо, что они попали к нам. Однако, на мой взгляд, не стоит забывать и об отечественных разработках.

Суть концепции поисковой активности

В 1984 году в издательстве «Наука» вышла монография Ротенрберга В.С. и Аршавского В.В. «Поисковая активность и адаптация». В книге были изложены данные по исследованию влияния поисково-активного поведения на адаптивные возможности организма. Изложенные экспериментальные материалы содержат данные исследований на животных, и приведены материалы примеров поискового поведения человека из медицинской и военной хроники.

Суть экспериментов на животных (преимущественно на крысах и леммингах) заключалась в помещении их в экспериментальный лабиринт с жёсткими неприемлемыми условиями. Например, в таком лабиринте понижали температуру, били животных током и т.д. Естественно, животные начинали искать выход из лабиринта. При этом одна группа животных имела принципиальную возможность найти выход, а другая группа не имела такой возможности.

В результате повторов таких опытов, у группы животных, имеющих возможность найти выход, формировалась установка на поиск выхода, и они продолжали искать выход, даже в тех случаях, когда его реально не было. Таким образом у этой группы воспитывалось поисково-активное поведение.

Группа животных, у которых с самого начала не было возможности выхода, после некоторого времени неудачных поисков, наступал отказ от поиска. В состоянии отказа от поиска животные начинали либо беспорядочно метаться, либо забивались в угол и терпели негативные условия, ждали, когда это закончится. Таким образом, у этой группы животных формировалось пассивно-оборонительное поведение.

После формирования у разных групп животных поисково-активного поведения и пассивно-оборонительного, над ними проводили разные смертельные эксперименты – заражали разными смертельными заболеваниями, вводили чужеродный белок и т.д.

Результаты этих смертельных экспериментов показали, что особи с воспитанным поисково-активным поведением выживают, а особи с воспитанным пассивно-оборонительным поведением (с воспитанной беспомощностью) – погибают.

В этой статье я хочу обратить внимание всех интересующихся психологий, на очень интересное направление, которое было разработано советскими физиологами в 80-х годах, и которое незаслуженно...-2

На основании этих экспериментов, с параллельным исследованием гормональных изменений в организме при проявлении разных типов поведения, и на основании исследований физиологии ЦНС при проявлении поисково-активного и пассивно-оборонительного типов поведения, была построена концепция поисковой активности.

Внедрение концепции поисковой активности в практику было предпринято в конце 80-х годов. В 1989 году в издательстве «Просвещение» вышла книга Ротенберга В.С. и Бондаренко С.М. «Мозг, обучение, здоровье». В книге объясняются основные принципы применения концепции поисковой активности в педагогике.

К основным принципам проявления и развития поисковой активности в педагогике относятся все виды творчества и игровой деятельности, предложение обучающих заданий примерно на уровне 50% вероятной успешности их выполнения. Целесообразность для воспитания поисковой активности уровня сложности заданий с 50% вероятной успешности выполнения, обусловлена тем, что слишком легкие задания не создают условий для напряжения в поиске решения, а слишком сложные задания могут превысить адаптивные возможности организма и подавить поисковую активность.

Среди основных представлений концепции поисковой активности, нужно ещё отметить важность фазы быстрого сна для проявления этого типа поведения. В соответствии с исследованиями Ротенберга В.С. и Аршавского В.В., быстрый сон (фаза сна со сновидениями) имеет важное значение для восстановления поисковой активности при уровне стресса превышающего адаптивные возможности организма. Именно фаза быстрого сна возвращает способность нервной системы к проявлению поисково-активного поведения. Этот факт нужно учитывать при организации восстановления здорового состояния нервной системы после сильных стрессовых нагрузок.

И, поскольку ритмы мозговой активности в фазе быстрого сна очень сходны с ритмами активного воображения, это даёт возможность применения упражнений активного воображения для профилактики и преодоления стрессов. Именно активное воображение, которое доминирует практически во всех восточных практиках психической саморегуляции (йога, тай-чи, шаманские практики), делает эти практики эффективными в решении задач повышения устойчивости организма к стрессам, в профилактике стрессов, и в коррекции посттравматических состояний.

Развитие поисково-активного поведения повышает общую устойчивость организма к стрессам, ко всем видам вредных воздействий.

В этой статье я хочу обратить внимание всех интересующихся психологий, на очень интересное направление, которое было разработано советскими физиологами в 80-х годах, и которое незаслуженно...-3

Мои исследования в области поисковой активности

С книгой Ротенберга и Аршавского я познакомился в 1985 году при поступлении на биологический факультет ХГУ им. А.М.Горького. Её мне подарил один мой давний товарищ. Я тогда вначале воспринял это с некоторым удивлением, ведь я тогда активно увлекался йогой. Однако, когда начал её читать, то книга мне понравилась. Понравилась тем, что в концепции поисковой активности я нашёл проявление закона кармы. Активность ведь предполагает определённое напряжение, затраты энергии – это и есть принцип следования белой карме (третий принцип «тапас» из второй ступени йоги). Тогда у меня возникла идея рассмотреть йогу, как один из способов проявления и воспитания поисковой активности. Позже я стал работать в этом направлении – занялся исследованиями поисково-активного поведения, написал курсовые работы на эту тему и дипломную работу «Поисковая активность в культуре человека». В исследованиях проявления форм поисковой активности в культуре человека меня поддержали два моих научных руководителя – антрополог Балакирев Николай Павлович и кандидат психологических наук Таглин Сергей Александрович (тогда в ХГУ еще не было факультета психологии, а было отделение психологии при биологическом факультете). К периоду защиты дипломной работы круг исследования проявлений поисковой активности в культуре человека был значительно расширен - в исследование вошли древние формы психической саморегуляции в варианте шаманских практик и даосская практика психической саморегуляции тай-чи (тай-цзи цюань).

После защиты моей дипломной работы в июне 1993 году, Таглин С.А. предложил мне продолжить исследования в том же направлении в его группе, с перспективой защиты диссертации на эту же тему. Группа Таглина в то время занималась преимущественно созданием развивающих программ для экспериментальных школ Харькова. Я написал программу для подросткового возраста по укреплению нервной системы и эмоциональной саморегуляции с применением упражнений йоги, упражнений тай-чи и шаманских путешествий. О том, применялась ли где-то эта программа я не знаю.

Осенью 1993 года Таглин решил заняться реабилитацией жертв тоталитарной секты «Белое братства» (там была попытка массового самоубийства). Он заказал мне написать программу по выведению людей из секты и восстановлению их эмоционального состояния.

Здесь наверно нужно сделать небольшое отступление и немного сказать об особенностях состояния жертв секты «Белое братство». Это были преимущественно молодые люди с глубоким фанатичным погружением в мир фантастических содержаний веры этой секты. Те люди, которые были настроены на уход из жизни имели полную потерю смысла жизни, они не вступали в контакт, не хотели разговаривать – просто лежали с закрытыми глазами, или смотрели куда-то в пространство «пустым взглядом».

Программу реабилитации я написал с применением шаманских путешествий. Сам я с жертвами этой секты тогда не работал, работали психологи из группы Таглина. Предполагалось, что по результатам этой работы группе выделят какое-то финансирование. Но получилось иначе. В конце 1994 года Таглин погиб в ДТП, его группа распалась.

Поскольку я был биологом, то работать с людьми, в интересующем меня направлении, оказалось очень сложно. Научные организации подходящего профиля с развалом Союза или закрылись, или находились в условиях выживания. А чтобы работать самостоятельно – нужно было иметь образование психолога. Поэтому, в 1995 году я решил переквалифицироваться на психолога и поступил в Донецкий региональный институт последипломного образования инженерно-педагогических работников.

После переквалификации на психолога, с 1996 года применяю методы развития поисково-активного поведения в системе образования в самых разных формах. Сочетаю этот подход с формами телесно-ориентированной психотерапии, игровой психотерапии, сказко-терапии и с другими методами, в том числе в варианте ролевой игры живого действия «Белый шаман».

Метод активизации поисково-активного поведения в форме шаманских путешествий даёт хорошие результаты в решении задач выведения из тоталитарных сект, в решении задач профилактики и психологической коррекции употребления ПАВ, суициидального поведения, в решении задач коррекциипоследствий различного рода психологических травм, и во многих других случаях.

О своём опыте по выведению людей из сект я писал в статье «Клин-клином», или как выйти из секты.

О своем опыте психологической коррекции суициидального поведения, коррекции повышенной тревожности, коррекции психологической травмы, страхов и неконролируемых видений, я писал в статье Шаманская практика для здорового образа жизни. Эта статья была опубликована в сборнике научных работ международной конференции проекта SWorld – 17-26 December 2013, под названием «Применение упражнений анимистического мировосприятия в решении задач психологического сопровождения формирования здорового образа жизни детей». Статья вошла в международную наукометрическую базу РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).

Как проанализировать состояния поисковой активности?

Если сказать очень коротко и по-простому, то для анализа состояния поисковой активности человека, нужно посмотреть на побуждения человека и что человек делает в связи с наличием этих побуждений.

Дело в том, что жизнь организма обеспечивается разного рода потребностями – потребностями в пище, в терморегуляции, в любви, в общении, в свободе, в красоте и т.д. Их можно выделить огромное количество. Все они находятся во взаимной связи между собой и представляют систему. В связи с этим, разные направления психотерапии, которые выделяют какой-то один инстинкт в качестве главного (побуждение на латинском это «инстинкт») - имеют успех психотерапии. Потому, что работа с любым побуждением и гармонизация его состояния приводит в более гармоничное состояние всю систему побуждений (инстинктов).

К.Г.Юнг по этому поводу в работе «Психология бессознательного» приводит пример абсолютно разных толкований одного и того же сновидения с точки зрения разных видов психоанализа.

Однако, вернемся к поисковой активности. Поисковая активность – это то звено, которое является общим для реализации всех без исключения побуждений. Этот факт открыл этологом Уильямом Крейгом в 1918 году. Он построил общую цепочку реализации любого инстинкта, состоящую из трех звеньев:

«Влечение» - «Поиск объекта удовлетворения» - «Завершающее действие». После завершающего действия побуждение исчезает. Так реализуется любой инстинкт:

Голод – поиск еды – употребление еды;

Сексуальное побуждение – поиск отношений – половой акт;

И т.д.

Таким образом, все побуждения связаны общим звеном – состоянием поиска. По результатам исследований Ротенберга и Аршавского, состояние поиска – тоже является самостоятельным побуждением. Это было проверено на крысах, которые находились в вольере, где было всё для удовлетворения основных жизненных потребностей – еда, сексуальные партнёры, температура комфорта, свежий воздух и т.д. И в одном месте из вольера был ход в лабиринт, где было темно, и холодно. Крысы периодически лезли в этот лабиринт – у них топорщилась шерсть, наблюдались все признаки стресса, однако они туда лезли. Из чего был сделан вывод о наличии потребности организма в исследовании нового, в поиске, как таковом.

Так вот, для того, чтобы посмотреть где и как у человека нарушено поисковое поведение – нужно посмотреть, какие потребности у него не удовлетворены и где он отказался от поиска. Ну, а потом восстановление состояния поиска в этих отношениях с жизнью – это уже дело технического решения специалиста. Достаточно эффективным способом восстановления поисковой активности является игра. Поэтому, разыграть ситуации, в которых будет проявлен поиск в тех отношениях, где раньше произошёл отказ от поиска – это и будет восстановлением здоровья данной конкретной потребности. Это и будет «поисково-активный психоанализ».

Выводы

  1. Концепция поисково-активного поведения – это биологическая концепция, однако, она может применяться в педагогике и в психологии.
  2. Концепция поисково-активного поведения - это, по сути, бихевиоризм. Однако, этот подход очень хорошо сочетается со многими глубинными подходами психологии, которые работают не просто с поведением, а с психикой. Такое сочетание биологического и, можно сказать, полностью материалистического подхода с идеалистическим подходами обеспечивается включением рассмотрения концепцией поисковой активности фазы сновидений в процессе осуществления физиологических механизмов поиска. А сновидения и пространство воображения – это непосредственная сфера подхода всех глубинных методов психологии.
  3. Реализация подхода поисково-активного поведения совсем не обязательно предполагает декларацию и объяснение физиологических механизмов поиска. Объяснение физиологических механизмов организации поисковой деятельности организма просто недоступны большинству людей, а особенно детям. Поэтому, чаще всего, достаточно объяснения исцеляющих психику действий на уровне терминов понятных большинству людей – таких как сказкотерапия, игровая терапия, шаманские путешествия и т.п. При этом, с точки зрения объективного научного подхода и физиологии, включение активного воображения запускает нужные ритмы мозговой активности, а с точки зрения субъективного переживания человека - он выполняет какие-то "волшебные действия" (поёт мантры, выполняет асаны, стучит в бубен, играет на варгане, сочиняет сказки, общается со сказочными существами в Мире Духов и т.д.). И в случае такой работы с субъективной реальностью - результаты этой работы получаются вполне объективными. Об отношениях между объективной и субъективной реальностями человека я писал в статье "Объективность существования субъективной реальности".

Литература

  1. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях
    сознания. – Харьков: «ФОЛИО» 2000. М.: «АСТ», – 584 с.
  2. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. – М., 1994.
  3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФИС, 1991 г.
  4. Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984.
  5. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. – М.: Мысль, 1983.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986 – 576 с.
  7. Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. — М. Просвещение, 1991.
  8. Вишнудевананда Свами. Полная иллюстрированная книга йоги. - М., 1990. 9. Гуревич С.А. Психотерапия в народной медицине.//в кн. В.Е.Рожнов (ред.) Руководство по психотерапии.// – Т.: Медицина, 1985. – 719 с.
  9. Гурангов В., Долохов В. Учебник везения. - СПб., 2001
  10. Запорожец А.Б. Психология восприятия сказки ребенком // Дошкольное воспитание. - 1948. - № 9.
  11. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции. — СПб.: Издательство «СМАРТ», 1996. 98 с.
  12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь»,. 2000. - 310с.
  13. Ингерман С. Возвращение души. – Киев: «София», 2001 г.
  14. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. – М.: «Наука», 1984.
  15. Ротенберг В.С., Брндаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. – М.: «Просвещение», 1989.
  16. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 573 с.
  17. Харнер М. Путь шамана. - М .: «Палантир», 1994.
  18. Шундик Н. Белый шаман. //Роман-газета №22(860), №23(861)/ – М.: Издательство «Художественная литература», 1978.
  19. Юнг К.Г. Практика психотерапии. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
  20. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», «Канон+», 1998 г.

Автор: Скляренко Виктор Рамэссович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru