Тут нужно сказать некоторое предисловие. Уклад жизни в патриархальных семьях схож, независимо от страны проживания. То есть, консервативные люди в России живут примерно так же, как и консервативные люди в Узбекистане, Таджикистане или где-либо еще. За исключением того, что в Средней Азии по культурным и историческим причинам таких все-таки больше.
Но спустя 70 с лишним лет советской власти узбеки сильно изменились. Поэтому большинство современных женщин там не очень отличается от наших. Нынешние узбечки могут и скандал устроить, и развестись с непутевым мужем. Потому старые традиции сохраняются лишь в сельской местности, а в городах они сильно ушли в тень.
Тем не менее, до сих пор остался ряд негласных, но всем известных правил, которые стараются соблюдать узбекские женщины.
Первое, что приходит в голову – узбечка не обязана работать. Девушкам там все-таки стараются дать образование, но, в основном, с целью более выгодно выдать их замуж. В дальнейшем барышня будет рожать детей и вести дом, но имеет полное право отказаться от профессиональной реализации.
Обеспечивать семью – совершенно не ее дело, этим должен заниматься муж. Если же замужняя дама все-таки хочет выйти на работу, то этот вопрос будет долго обсуждаться, к дискуссии привлекут всю семью, но последнее слово имеет супруг. Думаю, многим россиянкам мог бы понравиться этот обычай.
К сожалению, некоторые семьи в Узбекистане до сих пор воспринимают невесток, как бесплатных служанок. Особенно строгими могут быть их свекрови. Во-первых, они могут совершенно искренне хотеть, чтобы молодая жена получше ухаживала за их сыном. Во-вторых, часто воспринимают труд невестки, как некую компенсацию за собственные юные годы, потраченные на ублажение чужих родственников.
Узбеки очень любят своих матерей и не могут или не хотят им прекословить, а потому их жен некому защитить, и свекрови иногда устраивают им настоящую дедовщину. Даже родную мать они могут видеть раз в год и только по предварительному разрешению. Бывает, что таким же образом поступают и другие родственники сына, и тогда жизнь превращается в ад.
Согласно тюркской и, вообще, восточной традиции, членов семьи не принято называть по имени. В качестве обращения используются слова «муж», «свекровь», «мама», «папа», «дядя», «сестра», «старший брат» – при этом не обязательно к людям, которые реально являются твоими родственниками.
Мать мужа – «свекровь» или лучше «мама», брат мужа – «старший/младший брат» (в тюркских языках есть разные слова для обозначения старших и младших братьев и сестер). При этом, старших всегда надо называть на «вы», и когда они входят в помещение, следует вставать.
В русских семьях жену из роддома забирает ее муж, а у узбеков принято несколько по-другому. Обычно барышню, у которой случились первые в ее жизни роды, встречает и везет к себе домой ее собственная семья. Предполагается, что ее там научат ухаживать за ребенком и вернут домой через месяц-другой. Иногда так делают и при появлении следующих детей. Тут все тоже достаточно разумно: кто будет лучше ухаживать за роженицей и учить ее, если не собственная мать?
В отличие от россиян, узбекские мужчины дарят цветы довольно редко. Вместо них более приемлемым подарком являются золотые украшения. Узбечки сами по себе на них довольно падкие, к тому же, по исламским традициям, золото всегда остается с женщиной в случае развода. Это нечто вроде социальной гарантии для слабого пола.