Что это: эмоции или трезвый анализ ситуации? Я про заявление кандидата в президенты США Роберта Кеннеди, который выступил за прямой диалог с Россией на высоком уровне. Сейчас страны, по его словам, пребывают в потенциально экзистенциальной битве. Он так сказал на мероприятии в Нью-Йорке и вспомнил, как «мой дядя, президент Кеннеди, с Хрущевым добились необыкновенной дружбы друг с другом, они говорили друг с другом». Вбросил такую мысль, что, если он станет президентом, придется переписывать школьные учебники истории: «Мы росли с идеей, что выиграли войну [имеется в виду Вторая Мировая], что Америка победила Гитлера, но мой дядя мне сказал: «Нет, это русские выиграли войну»». Такой случился переворот в голове.
Сергей Михеев: «Мой дядя самых честных правил». В итоге у дяди случился переворот в голове от той пули (и не одной), которая залетела ему в голову – в итоге его и не стало. Они до сих пор не могут разобраться, кто его убил. Мне кажется, если спросить американцев, кто убил Кеннеди, официальная версия с Освальдом поддерживается абсолютным меньшинством – никто в это не верит. Это первое.
Второе: Убитый Кеннеди был человеком неглупым и сказал своему племяннику абсолютную правду. Очевидно, что Германию победил в первую очередь СССР, а все остальные постольку поскольку. Он бы и так ее победил: только вопрос времени, затрат и человеческих жертв. Что касается отношений Кеннеди и Хрущева – тоже правда. Они смогли в непростой обстановке найти общий язык. Не без проблем, не без издержек, но смогли, и, возможно, это предотвратило третью мировую войну. На самом деле, разговаривать можно. Кеннеди делает громкие заявления – это привлекает к нему внимание. Но, если говорить о правде, прямые контакты между президентами России и США могли бы сейчас разрядить ситуацию? Да, могли бы.
С Байденом, мне кажется, бесполезно разговаривать. Он не понимает, что происходит.
Сергей Михеев: Я сказал именно президента России и президента США. Могли бы, несомненно. На самом деле договориться несложно, и условия России довольно просты: не надо расширять НАТО на восток. Всё. Остальное могло бы обсуждаться – по крайней мере, до недавнего времени. О возможных переговорах с Путиным говорит и Трамп. Десантис, по-моему, ничего не говорил, а Трамп заявлял, что готов говорить с Путиным и чуть ли не за один день уладить все вопросы. К сожалению, мы не видим движения со стороны нынешнего президента Байдена. Он наговорил много чего такого, что очень трудно включить его обратно. Когда мы обсуждаем американцев, я говорю: у них многие вещи системно выстроены, но они тоже люди. То, что американская элита перезаложилась на значение Украины, начинает играть с ней злую шутку. Об этом пишут американские газеты.
Wall Street Journal вчера написал, что, если до выборов не будет успеха на Украине, непонятно, что Байдену с этим делать. Начинать третью мировую войну что ли? Признать, что он не добился своих целей? А он сам столько наговорил, например: «Или победа на Украине - или конец мировой демократии!» Фактически «победа или смерть». Разве не дурак? Может быть смерть для него неплохой выход будет? Зачем ты так перезаложился на эти вещи? Поверил в то, что можно с помощью санкций завалить Россию? Значит, ты неправильно проанализировал ситуацию. А что будешь делать, говорить через год или полтора, если ничего не изменится в ту сторону, в которую ты бы хотел, чтобы изменилось?
Это касается и Европы: они настолько много наговорили, но их противники теперь получают определенный шанс. Когда демократы вернули в политическую жизнь США российскую тему, получили сиюминутный бонус, а потом получили глубокую, долгосрочную проблему. Как ее решить – они не знают. Здесь, конечно, их конкуренты имеют возможности.