Любому уважающему себя киноману, который решил поближе познакомиться с жанром итальянского вестерна, нельзя пройти мимо вестернов отца этого жанра - Серджо Леоне: его «долларовой трилогии», «Однажды на Диком Западе», мексиканского вестерна «За пригоршню динамита».
Других очевидных кандидатов для просмотра не так уж много.
Первый фильм, который приходит в голову - «Красное солнце» (1971) Теренса Янга. Это вестерн не итальянский, а общеевропейский. Снял его британец Теренс Янг (папа Бонда) на деньги французских, итальянских и испанских продюсеров, а великолепную музыку к фильму написал знаменитый французский композитор Морис Жарр.
Звездный состав интернациональный: американец Чарльз Бронсон, француз Ален Делон, японец Тосиро Мифуне и швейцарская богиня Урсула Андрес.
В этом фильме Дикий Запад был органично соединен с настоящим Востоком, а ковбои встретились с самураем. Фильм имел успех во всем цивилизованном мире, кроме США.
Разумеется, что нельзя не посмотреть «Меня зовут Никто» (1973), поскольку продюсером и автором сценария этой пародийной ленты выступил С.Леоне, который изрядно посмеялся над итальянскими вестернами в целом, и собственным творчеством в частности.
Итальянских вестернов (включая тех, что сняты в кооперации с испанцами и прочими европейцами) за пару десятилетий было снято несколько сотен, но в основном это продукция для невзыскательных подростков.
Те фильмы, которые в Сети фигурируют в списках лучших спагетти-вестернов (как в англоязычных источниках, так и в заметках русскоязычных авторов), зачастую крайне слабые. Пусть простят меня фанаты «Большого молчания» и «Джанго», но это полный шлак!
Забавно, но когда я его смотрел «Джанго» в самом начале 90-х, фильм мне показался вполне приличным, но тогда я был молод. Сейчас я постарел и хочется верить – стал мудрее, а вот Джанго остался тем же самым – молодым, симпатичным, но простым как полено.
К сожалению, большинство героев итальянских вестернов ничем не лучше, а фильмы с их участием - полная белиберда: «Прощай гринго!» (1965), «Джанго стреляет первым» (1966), «Янки» (1966), «Аризона Кольт» (1966), «Джанго – молчаливый убийца» (1967), «Меня зовут Пекос» (1967), «Джанго, стреляй» (1967), «Иди… убей и вернись» (1967), «Сегодня я, завтра ты» (1968), «Приготовь гроб!» (1968), «Смертный приговор» (1968), «Армия пятерых» (1969), «Аризона Кольт возвращается» (1970), «Да здравствует смерть…твоя» (1971) и множество других фильмов.
И удивляться здесь нечему: их создавали исключительно ради денег.
Леоне придумал этот жанр, но его детище не породило ни одного действительно выдающегося режиссера. В нем работали несколько крепких ремесленников - Серджо Корбуччи, Серджо Соллима, Тонино Валери, но эти ребята не творцы.
Поскольку в жанре было снято множество примитивных картин, любой фильм, который выбивается из общей массы, уже кажется приличным.
Например, вестерны «Жестокие» (1967) С.Корбуччи и «Сдавайся и расплатись» («Большая перестрелка», 1966) С. Соллимы, комедийный вестерн «Меня зовут Троица» (1970) Э.Барбони. Они ничуть не похожи на шедевры Леоне, но и не вызывают рвотных рефлексов.
Нельзя не отметить, что повышенное внимание итальянских режиссеров и продюсеров к мексиканской революции (1910-1917) не пошло на пользу жанру. Их неудержимо влекло на юг от настоящего Дикого Запада – в Мексику.
И происходило это исключительно по прозаической причине: индейцев «в прериях» Европы было немного, а вот обожженных солнцем испанцев, смахивающих на мексиканских крестьян – сколько угодно.
«Мексикано-итальянские» вестерны меня изрядно утомляют: бандиты убивают и мучают бедных мексиканцев без всяких видимых причин, военные расстреливают мексиканцев и революционеров, а главный герой болтается как кал в проруби между этими массовыми убийцами.
В этих фильмах зритель просто захлебывается в реках крови и уже перестает понимать, кто, за что и с кем сражается…
Для этих фильмов был придуман термин «сапата-вестерны», но на самом деле это иной жанр - кино о мексиканской революции. Вестерн – это картина об американском Диком Западе; об его освоении переселенцами; о временах беззакония, когда порядок на диких просторах прерий и пустынь можно было установить только силой; о сражениях переселенцев с индейцами и друг с другом…
Мексика определенным образом связана с Диким Западом, поскольку часть мексиканских земель в процессе миграции американцев на запад отошла к США, но чисто мексиканские дела начала 20 века (а иногда и более ранних периодов) – это совсем иная история, которая к американскому Дикому Западу не имеет отношения.
Соответственно, и такие фильмы как «Тепепа» (1969) Джулио Петрони или «За пригоршню долларов» (1971) Серджо Леоне - это не вестерны в полном значении этого слова.
Из многочисленных недовестернов на «мексиканскую тему» могу порекомендовать три – возможно, потому что они больше всего похожи именно на вестерны: "Беги, Кучильо, беги" (1968), «Наемник» (1968) и «Напарники» (1970).
Первый фильм – своеобразное продолжение картины «Сдавайся и расплатись» - в нем рассказывается дальнейшая история мексиканского пройдохи Кучильо в исполнении Томаса Милиана. Этот фильм более комедийный, чем первая картина о приключениях Кучильо (хотя и в первой картине были смешные моменты).
«Наемник» и «Напарники» снял Серджо Корбуччи. В обеих картинах играют Франко Неро и Джек Пэланс. Самое странное, что второй фильм является практически ремейком первого (зачем понадобилось снимать «Напарники» – бог весть).
Первый фильм, по-моему, более удачный, чем второй, в котором сюжет совсем плох, но зато во втором звучит потрясающая песня Companeros на музыку Морриконе, ради которой можно посмотреть и это кино.
«Наемник» показал вполне приличный результат в итальянском прокате - 25 место, его ремейк отстал не сильно – 28-е место.
Хорошо известный советскому зрителю «сапата-вестерн» «Пуля для генерала» («Золотая пуля», 1967) Дамиано Дамиани смотреть рекомендуется только коммунистам (герой в исполнении Джан Мария Волонте так яростно бьется за народное счастье, что это полностью испортило финал этого фильма).
Отнюдь не случайно, что это кино купили для проката в СССР, где этот недовестерн собрал приличную кассу, чего не скажешь о европейских странах (за исключением Испании). В родной Италии он провалился (59-е место в прокате) – вполне вероятно, что из-за крайне политизированного и разочаровывающего финала. Да и Волонте в фильме временами раздражает, поскольку сильно переигрывает.
Звезды итальянских вестернов
В завершение статьи нельзя не сказать несколько слов о главных звездах жанра.
Благодаря участию в вестернах стали европейскими звездами итальянцы Джан Мария Волонте (на его счету 2 вестерна Леоне), Джулиано Джемма (более десятка вестернов), Франко Неро, Теренс Хилл и Бад Спенсер.
Поскольку в итальянских вестернах часто снимались зарубежные актеры, многие из них получили изрядные дивиденды от «лихорадки прерий», охватившей итальянское кино. Прежде всего, необходимо упомянуть американцев.
Жанр дал миру одну звезду мирового уровня – Клинта Иствуда, сделал из Ли Ван Клифа и Томаса Милиана европейских звезд, вывел на новые орбиты карьеры Чарльза Бронсона и Илайа Уоллака.
Из всех названных мной актеров лишь американец кубинского происхождения Томас Милиан (Родригес) не сыграл ни в одном из фильмов Серджо Леоне. Вероятно, именно поэтому он несколько затерялся в истории кино.
В рамках жанра он был весьма значительной фигурой, но все-таки настоящей звездой после съемок в итальянских вестернах не стал. В результате в США его имя так и осталось неизвестным широкому зрителю.
Дебютным вестерном для Милиана стал испано-итальянский фильм «Цена жизни» (1966) – крайне неудачный, но, несмотря на это, после него Томас стал сниматься в одном вестерне за другим.
Главным героем Милиана был не одинокий стрелок или авантюрист, а мексиканский бандит-прохиндей, которого он сыграл в «Большой перестрелке», «Беги, Кучильо, беги» и ряде других фильмов.
По сути, Милиан стал «главным мексиканцем» итальянского кино.
Из актеров других стран больше всего снимался в итальянских вестернах немец Клаус Кински, но начал он свою карьеру в этом жанре в «западногерманских прериях» («Последняя поездка в Санта-Крус» (1964), «Виннету – сын Инчу-чуна» (1964).
Затем Клаус появился в нескольких эпизодах в вестерне С.Леоне «На несколько долларов больше» (роль у Кински маленькая, но когда об него зажег спичку герой Ван Клифа (на фото вверху), реакцию Клауса на это забыть невозможно) и сыграл в «Пуле для генерала» Дамиано Дамиани (1967), после чего пошли такие фильмы и роли, о которых лучше не вспоминать (кто видел жутчайшую киноподелку «Я вырою тебе могилу» (Sono Sartana, il vostro becchio) – со мной согласится).
Из дальнейших похождений «ковбоя» Клауса отмечу его роль в «Большом молчании», хотя сам фильм на любителя, и психологический вестерн «Стреляй в живых, молись за мертвых» (1971) Джузеппе Вери.
Кински выделялся среди всех героев итальянских вестернов тем, что играл в основном отрицательных персонажей. И немудрено: с таким лицом как у него, он идеально подходил на роль маньяков, вампиров и прочей нечисти.