Найти в Дзене

История кино. Как итальянцы полюбили вестерны. Часть 2. Какие итальянские вестерны стоит посмотреть? Звезды жанра.

Оглавление
"За пригоршню долларов" С.Леоне
"За пригоршню долларов" С.Леоне

Любому уважающему себя киноману, который решил поближе познакомиться с жанром итальянского вестерна, нельзя пройти мимо вестернов отца этого жанра - Серджо Леоне: его «долларовой трилогии», «Однажды на Диком Западе», мексиканского вестерна «За пригоршню динамита».

Других очевидных кандидатов для просмотра не так уж много.

«Красное солнце»
«Красное солнце»

Первый фильм, который приходит в голову - «Красное солнце» (1971) Теренса Янга. Это вестерн не итальянский, а общеевропейский. Снял его британец Теренс Янг (папа Бонда) на деньги французских, итальянских и испанских продюсеров, а великолепную музыку к фильму написал знаменитый французский композитор Морис Жарр.

Звездный состав интернациональный: американец Чарльз Бронсон, француз Ален Делон, японец Тосиро Мифуне и швейцарская богиня Урсула Андрес.

В этом фильме Дикий Запад был органично соединен с настоящим Востоком, а ковбои встретились с самураем. Фильм имел успех во всем цивилизованном мире, кроме США.

Теренс Хилл в фильме "Меня зовут Никто"
Теренс Хилл в фильме "Меня зовут Никто"

Разумеется, что нельзя не посмотреть «Меня зовут Никто» (1973), поскольку продюсером и автором сценария этой пародийной ленты выступил С.Леоне, который изрядно посмеялся над итальянскими вестернами в целом, и собственным творчеством в частности.

Итальянских вестернов (включая тех, что сняты в кооперации с испанцами и прочими европейцами) за пару десятилетий было снято несколько сотен, но в основном это продукция для невзыскательных подростков.

"Джанго"
"Джанго"

Те фильмы, которые в Сети фигурируют в списках лучших спагетти-вестернов (как в англоязычных источниках, так и в заметках русскоязычных авторов), зачастую крайне слабые. Пусть простят меня фанаты «Большого молчания» и «Джанго», но это полный шлак!

Забавно, но когда я его смотрел «Джанго» в самом начале 90-х, фильм мне показался вполне приличным, но тогда я был молод. Сейчас я постарел и хочется верить – стал мудрее, а вот Джанго остался тем же самым – молодым, симпатичным, но простым как полено.

«Иди… убей и вернись»
«Иди… убей и вернись»

К сожалению, большинство героев итальянских вестернов ничем не лучше, а фильмы с их участием - полная белиберда: «Прощай гринго!» (1965), «Джанго стреляет первым» (1966), «Янки» (1966), «Аризона Кольт» (1966), «Джанго – молчаливый убийца» (1967), «Меня зовут Пекос» (1967), «Джанго, стреляй» (1967), «Иди… убей и вернись» (1967), «Сегодня я, завтра ты» (1968), «Приготовь гроб!» (1968), «Смертный приговор» (1968), «Армия пятерых» (1969), «Аризона Кольт возвращается» (1970), «Да здравствует смерть…твоя» (1971) и множество других фильмов.

И удивляться здесь нечему: их создавали исключительно ради денег.

Леоне придумал этот жанр, но его детище не породило ни одного действительно выдающегося режиссера. В нем работали несколько крепких ремесленников - Серджо Корбуччи, Серджо Соллима, Тонино Валери, но эти ребята не творцы.

Ли Ван Клиф в "Сдавайся и расплатись" («Большая перестрелка»)
Ли Ван Клиф в "Сдавайся и расплатись" («Большая перестрелка»)

Поскольку в жанре было снято множество примитивных картин, любой фильм, который выбивается из общей массы, уже кажется приличным.

Например, вестерны «Жестокие» (1967) С.Корбуччи и «Сдавайся и расплатись» («Большая перестрелка», 1966) С. Соллимы, комедийный вестерн «Меня зовут Троица» (1970) Э.Барбони. Они ничуть не похожи на шедевры Леоне, но и не вызывают рвотных рефлексов.

Нельзя не отметить, что повышенное внимание итальянских режиссеров и продюсеров к мексиканской революции (1910-1917) не пошло на пользу жанру. Их неудержимо влекло на юг от настоящего Дикого Запада – в Мексику.

И происходило это исключительно по прозаической причине: индейцев «в прериях» Европы было немного, а вот обожженных солнцем испанцев, смахивающих на мексиканских крестьян – сколько угодно.

"Золотая пуля" Д.Дамиани
"Золотая пуля" Д.Дамиани

«Мексикано-итальянские» вестерны меня изрядно утомляют: бандиты убивают и мучают бедных мексиканцев без всяких видимых причин, военные расстреливают мексиканцев и революционеров, а главный герой болтается как кал в проруби между этими массовыми убийцами.

В этих фильмах зритель просто захлебывается в реках крови и уже перестает понимать, кто, за что и с кем сражается…

Для этих фильмов был придуман термин «сапата-вестерны», но на самом деле это иной жанр - кино о мексиканской революции. Вестерн – это картина об американском Диком Западе; об его освоении переселенцами; о временах беззакония, когда порядок на диких просторах прерий и пустынь можно было установить только силой; о сражениях переселенцев с индейцами и друг с другом…

-8

Мексика определенным образом связана с Диким Западом, поскольку часть мексиканских земель в процессе миграции американцев на запад отошла к США, но чисто мексиканские дела начала 20 века (а иногда и более ранних периодов) – это совсем иная история, которая к американскому Дикому Западу не имеет отношения.

Соответственно, и такие фильмы как «Тепепа» (1969) Джулио Петрони или «За пригоршню долларов» (1971) Серджо Леоне - это не вестерны в полном значении этого слова.

"Напарники"
"Напарники"

Из многочисленных недовестернов на «мексиканскую тему» могу порекомендовать три – возможно, потому что они больше всего похожи именно на вестерны: "Беги, Кучильо, беги" (1968), «Наемник» (1968) и «Напарники» (1970).

Первый фильм – своеобразное продолжение картины «Сдавайся и расплатись» - в нем рассказывается дальнейшая история мексиканского пройдохи Кучильо в исполнении Томаса Милиана. Этот фильм более комедийный, чем первая картина о приключениях Кучильо (хотя и в первой картине были смешные моменты).

"Напарники"
"Напарники"

«Наемник» и «Напарники» снял Серджо Корбуччи. В обеих картинах играют Франко Неро и Джек Пэланс. Самое странное, что второй фильм является практически ремейком первого (зачем понадобилось снимать «Напарники» – бог весть).

Первый фильм, по-моему, более удачный, чем второй, в котором сюжет совсем плох, но зато во втором звучит потрясающая песня Companeros на музыку Морриконе, ради которой можно посмотреть и это кино.

«Наемник» показал вполне приличный результат в итальянском прокате - 25 место, его ремейк отстал не сильно – 28-е место.

"Пуля для генерала"
"Пуля для генерала"

Хорошо известный советскому зрителю «сапата-вестерн» «Пуля для генерала» («Золотая пуля», 1967) Дамиано Дамиани смотреть рекомендуется только коммунистам (герой в исполнении Джан Мария Волонте так яростно бьется за народное счастье, что это полностью испортило финал этого фильма).

Отнюдь не случайно, что это кино купили для проката в СССР, где этот недовестерн собрал приличную кассу, чего не скажешь о европейских странах (за исключением Испании). В родной Италии он провалился (59-е место в прокате) – вполне вероятно, что из-за крайне политизированного и разочаровывающего финала. Да и Волонте в фильме временами раздражает, поскольку сильно переигрывает.

Звезды итальянских вестернов

В завершение статьи нельзя не сказать несколько слов о главных звездах жанра.

Джан Мария Волонте  в первом вестерне Леоне "За пригоршню долларов"
Джан Мария Волонте в первом вестерне Леоне "За пригоршню долларов"

Благодаря участию в вестернах стали европейскими звездами итальянцы Джан Мария Волонте (на его счету 2 вестерна Леоне), Джулиано Джемма (более десятка вестернов), Франко Неро, Теренс Хилл и Бад Спенсер.

Поскольку в итальянских вестернах часто снимались зарубежные актеры, многие из них получили изрядные дивиденды от «лихорадки прерий», охватившей итальянское кино. Прежде всего, необходимо упомянуть американцев.

Жанр дал миру одну звезду мирового уровня – Клинта Иствуда, сделал из Ли Ван Клифа и Томаса Милиана европейских звезд, вывел на новые орбиты карьеры Чарльза Бронсона и Илайа Уоллака.

Томас Милиан
Томас Милиан

Из всех названных мной актеров лишь американец кубинского происхождения Томас Милиан (Родригес) не сыграл ни в одном из фильмов Серджо Леоне. Вероятно, именно поэтому он несколько затерялся в истории кино.

В рамках жанра он был весьма значительной фигурой, но все-таки настоящей звездой после съемок в итальянских вестернах не стал. В результате в США его имя так и осталось неизвестным широкому зрителю.

Дебютным вестерном для Милиана стал испано-итальянский фильм «Цена жизни» (1966) – крайне неудачный, но, несмотря на это, после него Томас стал сниматься в одном вестерне за другим.

-14

Главным героем Милиана был не одинокий стрелок или авантюрист, а мексиканский бандит-прохиндей, которого он сыграл в «Большой перестрелке», «Беги, Кучильо, беги» и ряде других фильмов.

По сути, Милиан стал «главным мексиканцем» итальянского кино.

-15

Из актеров других стран больше всего снимался в итальянских вестернах немец Клаус Кински, но начал он свою карьеру в этом жанре в «западногерманских прериях» («Последняя поездка в Санта-Крус» (1964), «Виннету – сын Инчу-чуна» (1964).

Затем Клаус появился в нескольких эпизодах в вестерне С.Леоне «На несколько долларов больше» (роль у Кински маленькая, но когда об него зажег спичку герой Ван Клифа (на фото вверху), реакцию Клауса на это забыть невозможно) и сыграл в «Пуле для генерала» Дамиано Дамиани (1967), после чего пошли такие фильмы и роли, о которых лучше не вспоминать (кто видел жутчайшую киноподелку «Я вырою тебе могилу» (Sono Sartana, il vostro becchio) – со мной согласится).

-16

Из дальнейших похождений «ковбоя» Клауса отмечу его роль в «Большом молчании», хотя сам фильм на любителя, и психологический вестерн «Стреляй в живых, молись за мертвых» (1971) Джузеппе Вери.

Кински выделялся среди всех героев итальянских вестернов тем, что играл в основном отрицательных персонажей. И немудрено: с таким лицом как у него, он идеально подходил на роль маньяков, вампиров и прочей нечисти.