Найти в Дзене
КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ

Взломать мозг шопоголика: хитрые приемы, которые помогут ограничить траты

Оглавление

Слишком большие траты и непроходящее желание скупить все, что есть в магазине, — верные признаки, что с этим пора заканчивать.

Распродажи, акции, «черные пятницы»... Это лишь малая часть соблазнов в современном мире шопинга. Заработанные нелегким трудом деньги тратить всегда тяжело. Если в последнее время с финансами приходится расставаться все чаще и чаще, то это повод задуматься о грамотном расходе средств.


Финансовая грамотность и планирование бюджета — лучшее сопровождение на пути к денежному процветанию, но есть и психологические приемы, которые помогают побороть чрезмерный шопоголизм.

1. Ожидание покупки

Удивительная способность человека — путешествовать во времени. Это удается благодаря пережитым ранее ощущениям, которые можно перенести на все предстоящие жизненные события. Это аффективное прогнозирование. И если с ним у большинства проблем не возникает, то эмоциональное прогнозирование — слабая сторона всех представителей человечества.


Допустим, люди могут представить, что принесет им радость, но рассчитать, как долго продлится ощущение и насколько оно будет интенсивным, не так просто. Этот сбой способен сыграть злую шутку, когда дело доходит до покупок и финансов.

Доказано, что больше счастья человек получит от той покупки, которой долго ждал. Предвкушение — важный фактор всех шопоголиков. Но с появлением возможности купить товар в рассрочку или разбить платеж на несколько частей ценность ожидания исчезает.

Совет: заменить принцип «покупайте сейчас — платите потом» на «платите сейчас — потребляйте позже». Перед использованием нового товара необходимо подождать, чтобы чувство предвкушения стало сильнее, а эмоции от желанной покупки — ярче.

-2

2. Шопинг и боль

Самый неприятный момент шопинга — оплата. С точки зрения психологии, траты — одна из форм потери, а человек не любит это ощущение. Тратить деньги — испытывать дискомфорт, порой даже физический. Такой феномен называется «боль от оплаты».

Согласно теории шопинга, человек принимает решение купить что-то после того, как мысленно посчитает, какое чувство будет сильнее — ожидаемое удовольствие от потребления или предполагаемая боль от оплаты. Если желание купить товар не пропало, то пришла пора доставать кошелек.

Кстати, способ оплаты напрямую влияет на интенсивность боли: банковская карта причиняет меньше страданий, ведь человек ощущает потерю денег лишь на уровне мыслей, что нельзя сказать про наличные. Отдавая купюры кассиру, люди чувствуют еще и физическую потерю, поэтому страдать приходится с двойной силой.


Совет: если перерасход настолько велик, что дальше так продолжаться уже не может, стоит увеличить боль от оплаты. Можно платить наличными или поставить уведомления от банка, которые будут напоминать о том, что баланс карты далеко не резиновый.

-3

3. Покупка впечатлений

Особенность человека заключается в его быстрой адаптации к новым условиям. В ситуации с покупками этот принцип тоже дает о себе знать. Ученые назвали это гедонистической адаптацией — со временем вещь становится привычной и перестает радовать глаз.


Переживать гедонистическую адаптацию — нормально. Проблема в том, что человек не может ее предвидеть. Поскольку удовлетворенность зависит от ожиданий результатов, с наступлением гедонистической адаптации приходит обратное чувство — неудовлетворенность или разочарование.


Шопоголизм: когда увлечение становится болезнью и требует лечения


Очевидным решением в этом случае кажется покупка чего-то нового, но как только в голове появляется эта мысль, покупатель встает на гедонистическую беговую дорожку, с которой очень тяжело слезть.


Совет: лучше покупать впечатления, чем товары. Интересный факт, но эмоции можно купить. Потратить деньги на поход в театр или кино, долгожданное путешествие или интересную выставку — прямой путь к экономии. Гедонистическая адаптация не наступит долго: человек намного медленнее адаптируется к приобретению впечатлений, чем к покупке материальных благ.

 📷
📷