Вы, конечно, слышали (а, может, уже и видели 🧐), что в прошедшие выходные в прокат вышли сразу два очень ожидаемых фильма: «Барби» и «Оппенгеймер». Обе картины вызывали невероятный ажиотаж. Кассовые сборы, ставшего мемом «Барбенгеймера», превысили $700 млн: пока что лидирует «Барби» с $472,6 млн. Но и новинка Нолана имеет невероятный успех в мировых кинотеатрах... правда, не в японских.
Официально фильм о создателе атомной бомбы не был запрещен в Японии, но дата его выхода в прокат не определена. Связано это с тем, что в фильме неоднозначно раскрыта тема бомбардировки Хиросимы и Нагасаки — крайне болезненной для японцев темы.
Что не так со сценами бомбардировки?
Главное недовольство зрителей вызвало то, что атомной бомбардировке японских городов создатели фильма уделили всего пару минут из трёх часов кинометража, а ужасающие последствия ядерного взрыва показаны чересчур театрально.
По мнению сопредседательницы лондонского отделения Кампании по ядерному разоружению Керол Тёрнер, после просмотра «Оппенгеймера» зрители покидают кинозалы с ощущением, что разработка атомной бомбы была захватывающим приключением, а не событием, которое привело к катастрофическим последствиям для всего человечества.
Как фильм восприняли японцы?
Как ни странно, в японском интернете реакция довольно нейтральная. Например, пользователь под ником @m так написал о своих впечатлениях:
Мне, как японцу, было тяжело смотреть этот фильм. <…> Японское образование делает акцент на жертвах бомбардировки, но неоспоримый факт, что во время войны Япония творила ужасные вещи.
В соцсетях многие японцы отмечают, что хотели бы посмотреть «Оппенгеймера» просто потому, что картина снята Кристофером Ноланом.
Кто же тогда критикует фильм?
Больше всего неудовольствия «Оппенгеймер» вызвал у англоязычных зрителей.
Только что посмотрел «Оппенгеймер» — глубокое исследование характеров людей, построивших атомную бомбу, оружие массового уничтожения, от которого погибли четверть миллиона японцев. Фильм длится 3 часа... и в нём нет ни одного японца.
Этот пост пользователя @anthonyocampo вызывал ожесточённые споры и разлетелся на репосты по всей сети.
Американская писательница Алиса Лин Вальдес также негативно высказалась по поводу фильма. Она раскритиковала картину за то, что в ней проигнорированы последствия ядерных испытаний:
Не могу дождаться, когда утихнет шумиха вокруг «Оппенгеймера». Бомбу, которую построили эти люди, сбросили в Нью-Мексико, чтобы протестировать. На моей матери. Ей было всего 18 месяцев, когда она оказалась в зоне радиоактивных осадков. 17 девочек из 21 в её классе болели лейкемией.
Как сам Нолан объясняет отсутствие сцен с бомбардировкой?
В интервью NBC Кристофер Нолан рассказал о том, что включить сцены с бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки значило бы отступить от законов сторителлинга. Повествование «Оппенгеймера» ведётся от двух лиц: Роберта Оппенгеймера и Льюиса Штрауса, председателя Комиссии по атомной энергии США. По словам Нолана, так как они не видели бомбардировку своими глазами, зрители также не должны её увидеть.
Он (Роберт Оппенгеймер), как и остальной мир, узнал о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки из объявления по радио. Я был шокирован этим... Я продолжаю напоминать, что это не документальный фильм, а лишь интерпретация.
Но здесь важно отметить, что, когда власти и военные США обсуждали планы бомбардировки Японии, они спросили мнение Роберта Оппенгеймера. Учёный высказался за. Позднее он говорил, что надеялся на полное окончание боевых действий.
В 1960 году Оппенгеймер посетил Японию, где на пресс-конференции так ответил на вопрос журналиста о его ощущениях:
Не думаю, что визит в Японию повлиял на мои переживания по поводу моей роли в этих исторических событиях. Также я не стыжусь своего вклада в успех технологической части предприятия... Дело не в том, что я не чувствую сожаления. Дело в том, что мой приезд не усугубил мои сожаления.