По поводу музыки интересная инициатива в Курской области. Уполномоченный по правам человека этой области Владимир Фирсов в соцсетях написал, что ветераны военных действий из Курска направили к нему обращение с просьбой прекратить трансляцию иностранной музыки в публичных местах. Курская область можно сказать, что приграничная. Он считает, что власти должны задуматься не только о музыкальном репертуаре, но и о списке фильмов в кинотеатрах, что в это непростое время нужно показывать советские фильмы, такие как «Русское поле» 1970-х годов. Тема не новая. И Вы не раз говорили, что надо развивать патриотизм и в этом направлении. Периодически бывают всполохи правильного сознания: давайте больше наших фильмов, военных фильмов, давайте исключим иностранную музыку или хотя бы ограничим ее присутствие. Но всё остается: человек говорит, как-то обсуждается, а потом всё затихает.
Сергей Михеев: Странное дело. Идет война, и все эти вещи должны быть мобилизованы в систему. А у меня такое ощущение, что сейчас даже меньше стали слышать, чем до этого. То ли все заняты своими делами, то ли считают, что самые умные, им на всех наплевать и «пусть они там говорят». Такое ощущение, что правильные вещи говорятся, и их никто не слышит – и вообще никто ничего не слышит. Иногда такое чувство возникает! Окуклились отчасти от забот и хлопот, отчасти, видимо, от того, что попали в экстремальную ситуацию, в которую не рассчитывали попасть. Увидели, что некоторые проекты явно провалились, а до других руки не доходят.
Простая вещь: как сочетаются разговоры о том, что США готовы при случае уничтожить нашу страну, с тем, что кругом и везде вы слышите только англоязычную музыку? Музыка – это та среда, которая формирует сознание ребенка, молодого человека, взрослого человека. Если человек вырос на англоязычной музыке, англоязычной культуре, причем часто невысокого качества, если вырос в ненациональной среде, то призывы ему быть патриотом будут услышаны только небольшим процентом общества, и то не благодаря, а вопреки. Это, действительно, очень глубинный культурный архетип, который невозможно изничтожить даже за несколько десятков лет. Он спасает! Представьте себе Великую Отечественную войну: заходите в Москве в какую-нибудь столовую или большой магазин, а там играет немецкая песня.
С другой стороны, немецкие кинофильмы крутили.
Сергей Михеев: Какие?
Легкомысленные.
Сергей Михеев: Очень определенные. А там играет пластинка с немецкими маршами – это же дико! За это могли к стенке поставить. Я не призываю ставить к стенке или сажать, но надо подумать и этим заняться. Вы заходите в любой российский торговый центр - и там сутками играет англоязычная музыка. Заходите в любое кафе, ресторан, заведение общепита – там играет англоязычная музыка. Причем это может быть заведение с национальной спецификой – и там все равно играет англоязычная музыка. Кто-то ведь этим занимается! Тут есть проблема, состоящая в том, что и русскоязычная попсовая музыка не лучшего качества. Иногда слушаешь какую-нибудь тошнотворную музыкальную радиостанцию, вслушиваешься в текст, и так тошно это слышать, что думаешь: «Нет, я лучше переключу на англоязычную – там хоть половину не понимаю». С уровнем культуры тоже есть проблемы. Но этот уровень обусловлен тем, что современная как бы российская музыка – это калька с западной массовой культуры.
Над этими вещами надо думать. Здесь без осознанной культурной политики и без перестраивания участия государства в делах ничего не получится. Сколько ни увеличивайте призывной возраст, а патриота по повестке не сделаешь. Повестка не сделает из человека, не любящего свою родину, человека любящего. А любящего свою родину человека делают потихоньку: воспитание, литература, музыка, фильмы и т.д. И тогда уже повестка его не пугает. Чтобы задуматься над этим, надо иметь какие-то мозги? Мне кажется, надо. А такие подходы: «До этого момента мы разрешали делать всем и всё, а с этого момента, ровно с 12:00, всем пришел приказ родину любить!» - такого не бывает.