Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Симптомы комплексного посттравматического стрессового расстройства

На сегодняшний день комплексное (или осложненное) посттравматическое стрессовое расстройство - это медицинский диагноз, который включен в Международную классификацию болезней 11 пересмотра (код 6B41).

Согласно определению кПТСР- это расстройство, которое развивается в результате длительного или повторяющегося воздействия событий чрезвычайного или угрожающего характера, уход из которых затруднителен или невозможен. Примерами таких событий могут быть пытки, рабство, домашнее насилие, геноцид, участие в военных действиях, тюремное заключение, бедность и т.д.

Далее в статье описываются признаки самого распространенного типа кПТСР - типа, который случается при взрослении в дисфункциональных семьях с высоким уровням различных форм неглекта и насилия (эмоционального, физического, и сексуального). Симптомы кПТСР достаточно полиморфны. Тем не менее, люди, пережившие длительную травмирующую ситуацию в детстве, находят у себя ряд схожих симптомов, которые являются препятствием для полноценной жизни и поводом обращения к специалистам помогающих профессий. Симптомы кПТСР могут маскироваться под симптомы таких диагнозов как тревожно-депрессивного расстройства, БАР, ПРЛ, РАС, СДВГ, некоторых форм зависимости и созависимости (это не исключает вероятности одновременного возникновения кПТСР с этими нарушениями).

Итак, перечень общих симптомов кПТСР:

- эмоциональные регрессии

- внутренний и или внешний критик

- токсичный стыд

- отвержение себя и своих потребностей

- огромное чувство одиночества и ненужности

- расстройство привязанности

- остановка в развитии

- резкие колебания настроения (псевдоциклотимия)

- диссоциация через отвлекающую активность или мыслительный процесс

- гипертрофированная реакция острого стресса "бей или беги"

- суицидальные мысли

Эмоциональная регрессия (флэшбек, вспышка) - это резкое внезапное погружение в эмоциональное состояние переживания насилия, покинутости, сопровождающееся всеобъемлющим страхом, стыдом, отчужденностью, которое травмированный человек переживал будучи ребенком. Эмоциональные регрессии сопровождаются включением инстинкта "бей или беги", а так же повышенной активностью симпато -адреналовой системы. Когда в эмоциональной вспышке преобладает страх, человек чувствует экстремально выраженную тревогу, панику и даже думает о самоубийстве. Когда преобладает отчаяние возникает онемение чувств, желание исчезнуть или спрятаться. Все симптомы эмоциональной регрессии накладываются на сокрушительный токсичный стыд.

Внутренний и/или внешний критик. Безжалостная родительская критика, особенно сопровождающаяся презрением и гневом настолько вредна для ребенка, что меняет его структуру мозга. Со временем внешний родительский голос становится внутренним голосом человека, доминирующим в умственной деятельности. "Идиот", "неудачник", "дура", "слабак" - так называет внутренний критик своего обладателя, продолжая повергать его в токсичный стыд при малейших попытках самовыражения или ошибках. Внешний критик - это брат-близнец внутреннего критика, который использует те же механизмы перфекционизма, запугивания и обесценивания, только направленные во вне. Следуя принципу "все или ничего", внешний критик отвергает других, потому что они всегда несовершенны и не могут быть гарантированно безопасными. "Никому нельзя доверять", "Гордись тем, что ты одинок", "Любовь - это слабость", "Он/она/они разобьют тебе сердце"- - так наш внешний критик пытается нас обезопасить, еще больше вгоняя в изоляцию и отчужденность.

Токсичный стыд- вызывает в человеке гнетущее ощущение, что он безнадежный, ужасный, плохой, уродливый, не такой, как все. Он может уничтожить ваше чувство собственного достоинства в мгновенье ока. Когда вы застреваете в эмоциональной регрессии, токсичный стыд переходит в болезненное ощущение отверженности и депрессии покинутости.

Отвержение себя и своих потребностей. Заброшенность и отвержение родителями порождают самоотвержение. Функциональные родители реагируют на подавленность ребенка заботой и утешением. Пренебрегающие и игнорирующие родители реагируют на ребенка гневом, отвращением и еще большим отказом, который усугубляет страх, стыд и отчаяние, превращающиеся затем в постоянное чувство отверженности. Типичным примером является физическое наказание (хватит ныть, хватит реветь) или изоляция (запирание) плачущего ребенка. Практика подобных манипуляций дисфункциональными родителями формирует у ребенка постоянное чувство одиночества и ненужности.

Расстройство привязанности. Многие терапевты рассматривают кПТСР как расстройство привязанности. Переживший травму в детстве рос в небезопасной среде в отсутствии безопасного взрослого, с котором бы можно было иметь здоровые отношения. Главным результатом этого является то, что в годы формирования у ребенка нет никого, кто бы мог моделировать навыки общения, необходимые для формирования близости. Как правило, пережившие травму с трудом находят и сохраняют здоровые поддерживающие отношения во взрослой жизни. Психотерапия кПТСР считается достаточно успешной, если клиент устанавливает безопасные доверительные отношения за пределами клинета психотерапевта.

Остановка в развитии. Страдающие кПТСР могут обнаружить, что не как будто не обладают ключевыми характеристиками здорового человека. Жестокие критикующие родители могут строго наказывать за проявление ребенком самовыражения, здорового возмущения и упорства Они добиваются этого стыдя и запугивая вас, когда у вас проявляется естественный импульс сочувствия к себе и защиты своих интересов. В результате травмы страдает развитие таких психических качеств как: принятие себя, отчетливая самоидентификация, сострадание к себе, самозащита, способность испытывать чувство комфорта от отношений, умение расслабляться, способность к самовыражению, сила воли и духа, вера в то, что жизнь - это дар, самооценка, уверенность в себе.

Псевдоциклотимия. Зачастую у страдающих кПТСР эмоциональное истощение и депрессия заброшенности маскируются под физическую усталость. Если депрессия заброшенности не проработана, любая усталость может у нас вызывать страх. Страх активирует внутреннего критика, который считает усталость недопустимым несовершенством и подталкивает представителей бегства-борьбы к трудоголизму и постоянной занятости. В итоге многие истощают себя физически и становятся слишком обессиленными, чтобы продолжать свой бег. В такие моменты они так болезненно погружаются в дотоле сдерживаемую депрессию, что при первых признаках восполнения норадреналина бросаются в "ускоренное бегство". У переживших травму с таким паттерном поведения зачастую ошибочно диагностируют биполярное расстройство из-за резких колебаний настроения и активности.

Диссоциация через отвлекающую активность или мыслительный процесс. Диссоциация- это защита, которую ребенок использует для чтобы отвлечь себя от подавляющей боли отверженности. Зачастую пренебрегаемый и заброшенный ребенок вынужден привыкать к реакции ступора. Лишенный возможности использовать другие типы реакций, он развивает классическую правополушарную диссоциацию, которая может заключаться в длительном сне, бесконечном фантазировании, просмотром телевизора, залипанием в видеоиграх. Представителям типа ступора зачастую страдают синдромом дефицита внимания (СДВ), так как им свойственно уходить в себя, каждый раз испытывая дискомфорт от внешнего мира.

При левополушарной диссоциации мозг человека полагается на мышление, чтобы отвлечься от боли заброшенности. Как правило, она варьируется по степени тяжести от зацикливания на беспокойстве о чем-то одном до паники и катастрофического мышления. Этот тип диссоциации от внутренней боли направляет переживших травмы в бесполезные руминации о проблемах, которые не связаны с истинной природой их страданий. Например, вы бесконечно жалуетесь и ворчите на плохую погоду или безответственных коллег, пустоголовых коммунальщиков, но облегчения не наступает, потому что никакое количество жалоб не освободит от реальной боли, вызвавшей хроническое недовольство. Тривилизация - еще один пример левополушарной диссоциации, когда пережившие травму излишне сосредоточены на поверхностных проблемах (жизнь голливудских звезд, спортивная статистика), чтобы отвлечь себя от болезненных внутренних переживаний.

Гипертрофированная реакция острого стресса "бей или беги". Травма возникает, когда атака или пренебрежение включают настолько ярко выраженную реакцию "бей/беги", что человек не может выключить её после того, как опасность исчезает. Человек застревает в состоянии физиологического возбуждения. Более точное описание жтих реакций включает в себя 4 типа реагирования: "бей/беги/замри/сдавайся". Реакция борьбы возникает, когда человек агрессивно отвечает на какую-либо угрозу. Реакция бегства включается, когда человек избегает угрозы. Реакция "замри" запускается, когда человек впадает в оцепенение, диссоциирует, замирает, осознавая, что сопротивление бесполезно, принимая неотвратимость поражения. Реакция уступки возникает, когда человек пытается быть принятым и полезным, чтобы задобрить агрессора. Эти поведенческие паттерны помогают пережить детям травмирующее детство, но крайне ограничивают их жизненные реакции, более того, они сохраняются во взрослом возрасте, когда отпадает необходимость такого поведения.

Суицидальные мысли - обычное явление при кПТСР, обычно во время интенсивных или длительных эмоциональных регрессий. Суицидальные мысли провляются в виде депрессивного мышления или фантазий о смерти: человек может фантазировать о том, чтобы сброситься с моста или попасть под машину, молиться Богу, чтобы то забрал его. Обычно фантазии прекращаются без серьезного намерения убить себя, что отличает их от активной суицидальности, когда человек действует решительно с намерением лишить себя жизни.

Следует отметить, что восстановление от кПТСР- должно быть комплексным. Зачастую это длительная работа, которая может продолжаться всю жизнь. Если вы росли в дисфункциональной семье и находите у себя признаки кПТСР, то обратитесь к специалисту для уточнения диагноза и получения психологической помощи.

Для написания статьи использовалась книга П.Уокера "Комплексное ПТСР. Руководство по восстановлению от детской травмы".

Автор: Родионова Лариса Андреевна
Врач-психотерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru