Могила В. Высоцкого на Ваганьково является местом паломничества миллионов людей. Место выбранное в июле 1980 года у центрального входа гарантировало тогда кладбищу благополучие и покой. Ибо если бы Высоцкого похоронили там где планировали первоначально на 60-м участке у ваганьковского чёрта на рогах, то кладбищу бы тогда не поздоровилось.
Решение хоронить Высоцкого у входа было мудрое. Правда оно стоило в итоге директору кладбища места работы. Было вырыто две могилы: одна у входа, другая на 60-м участке и до последнего не было известно куда будут опускать гроб. Дальнее место было определено поэту кем-то из высоких начальников Моссовета, и это решение не подлежало изменению. Когда похоронная процессия прибыла на кладбище О. Устинсков и его заместитель Ю. Бояров придумали, что звонили люди из Большого дома и приказали хоронить поэта у входа. Все офицеры отвечающие за правопорядок поддержали это решение. Хотя это было полное самоуправство со стороны руководства кладбища.
Была ещё история с самим местом у входа. Оно освободилось за год до смерти поэта, когда мать-старушка попросила произвести изъятие останков сына, так как она уезжала из Москвы в калужскую область. Что и произошло. Год это место стояло пустое. Руководство кладбища год прикрывало это место от глаз любопытных посетителей, а ещё больше - от глаз любопытных чиновников.
Ещё более интересную историю поведал директор кладбища про то как Высоцкий за год до смерти приезжал на кладбище, чтобы договориться о захоронении какого-то своего приятеля, и долго стоял о чём-то думая на месте будущей своей могилы. А бывшая с ним Марина Влади после сказала директору кладбища, что им так тут с Володей нравится, что они и сами не прочь быть похороненными здесь.
Памятник на могиле поэта появился в 1985 году. Кому-то он нравится, но многим нет. Все эти кони привередливые, гитаро-нимбы и прочая тяжёлая символика со смирительной рубашкой - символом пут и несвободы и правда навевают какую-то никчёмную монументальность. Да пожалуй и довольно лживую. Высоцкий не был антисоветчиком и узником совести, не сидел в тюрьме, а как раз наоборот был весьма обеспеченным человеком, ездил на иномарках, имел дорогую квартиру в доме художников. Мог легко привести с гастролей гонорар равный цене на автомобиль. Если его и запрещали, то как-то вяло. И 700 дней проведенных во многих уголках мира в период с 1973 по 1980 тоже как-то вяло вяжутся с легендой о несвободе и тирании со стороны властей в отношении поэта.
Неудивительно что родственники из-за этого памятника переругались вдрызг. У них были довольно противоречивые взгляды на этот памятник. У народа тоже.
А тут ещё и реставрация памятника на 40-летие со дня смерти подоспела. Стало как-то совсем не весело. Памятник как-то осел. Мужественный лик Высоцкого изменился не в лучшую сторону. Кто-то метко заметил, что памятник стал больше напоминать сына Высоцкого - Никиту.
А ведь в самом начале был великолепный проект с установкой большого камня на месте могилы. Идея установки камня принадлежала Марине Влади. Жена поэта представляла себе дикий, необычный камень вытолкнутый из недр земли какими-то известными только ей силами. Высоцкий в её представлении являлся подобным же природным явлением. "Пусть он будет некрасивый, но он должен передавать образ Володи. Природа, создавшая ни на кого не похожего Высоцкого, выразит то, что не сможет сделать ни один художник" - поэтически рассуждала последняя жена барда и поэта.
Дальше к этой идее подключился Вадим Иванович Туманов, начавший поиски такого камня. Искали такой камень на севере, на Урале, где базировалась артель Туманова. Но в итоге камень нашли в Казахстане в районе озера Балхаш. Это была разновидность троктолита. Руководил перевозкой камня геолог М. Алексеев.
Привезли камень в Москву. Какое-то время он лежал во внутреннем дворе театра на Таганке. Особенность этого камня такая, что если ударить по нему молотком, то он поёт. Потом пришлось его перевезти в более надежное место. А когда Вадим Иванович Туманов приобрёл загородный дом в начале 90-х годов то привезли его туда. И сейчас этот камень там лежит. Жаль, что не лежит на могиле Высоцкого.
Но идея с камнем имела и продолжение. Авторами проекта были художник театра на Таганке Давид Боровский и художник Сергей Бархин. По их задумке памятник должен быть из настоящего небесного метеорита. Друг Высоцкого Сева Абдулов даже ездил в Академию наук и получил от них разрешение на приобретение такого метеоритного камня. Выбирать такой камень ездил Д. Боровский. На камне должно было быть выбито лишь одно слово «Высоцкий», и внизу 1938-1980. Ведь и так все знали, кто он, когда родился, когда умер. А если кто-то не знал, значит, тому человеку это и знать не нужно. Это был бы памятник-символ, лаконичный, но говорил бы он гораздо больше, чем те, где хотели передать портретное сходство. В идее с метеоритом смысл, идея памятника проявлялась вполне чётко. Высоцкого пришедшие сравнивали бы со звездой, ярко сверкнувшей на земном небосклоне.