Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Пассажиры до Урая. Ч.- 7

Оглавление

Анатолий Гриненко

Фото из интернета
Фото из интернета

Звонит заказчик, фермер, я у него однажды работал.
— Анатолий, мой сосед интересуется: вы сможете ему 1000
га обработать, у него Ан-2 краснодарский ежегодно работает, в
этом году его не будет.

Понимаю: нервничает человек, за свой урожай переживает.
А ветер по прогнозу еще трое суток дуть будет, и я здесь ничего
изменить не могу. Конечно, можно как-то выкраивать погоду,
какой-то час перед заходом, с рассветом, но как правило ветер,
если дует несколько суток, он и ночью не стихает, это уже
законы природы — в училище «Метео» учить надо было.

— Хорошо, прогноз нерабочий: дождь, ветер до 18 м/ сек,
здесь рядом, в любом случае на работу никак не опоздаем. Наш
аэроплан у вас: берегите; посмотри, привязи не сорвало?

Ему спокойнее, когда экипаж рядом. Позвонил своему
водителю. Андрей тоже, ему дома делать нечего: «Поехали,
Анатолий, на работу, на точке будем сидеть, у него там и общага
неплохая». Андрею деньги нужны, мне тоже, но так их не
заработаешь, только время тратить и здоровье. Договариваемся:
сегодня отдыхаем, следим за погодой, а завтра едем в деревню!

Ощущение чего-то страшного так и не отпускает, меня
интуиция ни разу не подводила, видимо потому, что по знаку
зодиака я Близнецы, а это люди очень чувственные и
воспринимают все очень остро! По опыту своему знаю, очень
осторожным надо быть: меня этот внутренний голос не раз
предупреждал, и в жизни это не однажды спасало. Появляется
мнение: ничего не произойдет, нормально все будет,
обойдется... Не обойдется... по прошлой жизни знаю, но
ситуации безвыходные бывают, и здесь необходимо учесть все,
меры принять, и чем раньше, тем лучше.

Еще до восхода машина уже у подъезда, Андрей тоже уже в
пути; слабый ветер, но знаю, с восходом солнца он усилится.
Насколько?

Осмотрел самолет: все нормально, все хорошо, ничего
особенного. Проверил масло, топливо. Просмотрел двигатель,
мотораму, рули, концы тросов системы управления.
Ловлю себя на том, что хочу чего-то найти. Что такое, в чем дело?
Ищу и не могу найти: мне сейчас кажется, что где-то
прячется что-то, где-то... Просматриваю все, что можно увидеть
глазом, но понимаю: то, что я ищу, может быть неосязаемым и я
его не увижу. Это может быть что-то совершенно другое, и
может прийти внезапно, и все необходимо предвидеть и
предусмотреть. Это и есть предчувствие; и как узнать, в какой
ситуации, и в какой момент, и где я его увижу. Напряжение! И
от него не избавиться и не уйти. Оно с преследует тебя и уйдет
только тогда, когда появится полная ясность уже
случившегося... Бред! Это трудно предвидеть, но и оставить в
стороне тоже нельзя.

Чувство опасности: у многих оно развито. Оно обостряется ввиду постоянных психических нагрузок, которыми мы окружены, но оно может обманывать! Какую необходимо иметь устойчивую психику, чтобы пережить это.
Ничего не случится... — это спрятаться, это отойти в сторону от
действительности, в которой ты сейчас находишься. Избежать
этого невозможно, можно только ждать и быть готовым к
встрече, и пройти этот участок с наименьшими потерями.
С трудом, выкраивая погоду, отработали. По прогнозу ветер,
грозы не обещают, но на маршруте при таком ветре встретить
зону осадков — не очень приятно.
Всех фермеров предупредили, что примерно на неделю, пока не установится нормальная погода, ставим самолеты на прикол.
И я перелетел в Добринку.
А на душе тяжело — предчувствие не обмануло.
Но случилось это не со мной...

***
Ветер не стих и через неделю. Пришлось опять перелетать
уже на новую точку.
С земли на горизонте ничего опасного не просматривается:
чисто, но знаю, что отсюда я могу видеть горизонт на удалении
10–20 км, а что дальше и что будет через час полета?
Забил координаты точки, проверил все данные на
навигаторе, сравнил с картой — азимут и удаление сходятся.

Взлететь на «Бекасе» при таком ветре не просто, а здесь он
боковой, и если на Ан-26 в свое время предельно боковой 12
м/сек, то можно себе представить, что такое для «Бекаса» — 10
м/сек! А взлететь сейчас необходимо с обыкновенной
проселочной дороги.

Гурьев, где мне пришлось летать на Ан-24, выделялся
своими особенностями: сильный ветер и пыльная буря — почти
нормальное явление, и летчик-инструктор Перекатов в свое
время мне очень грамотно все объяснил и показал. И взлет, и
посадка на Ан-24 при боковом ветре до 18 м/сек
воспринимались как нормальное явление, и все летчики это
делали уверенно. Я за два года практики на Ан-24 с гурьевскими
летчиками хорошо усвоил эту методику и многим в Салехарде
на Ан-26 показывал схематично и на бумаге, и в воздухе.
Нормальные, грамотные летчики все это понимали правильно и
удивлялись: как все-таки это просто! При всей изученной давно
методике имеется некоторая изюминка, которой необходимо
уметь пользоваться.

Погода в Салехарде могла меняться каждые полчаса, и
сильный боковой ветер — нередкое явление. На взлете
нежелателен отрыв на малой скорости и повторное касание
недопустимо — это знают все летчики, и для человека с
хорошей практикой это вполне выполнимо.

Запустил двигатель, проверил; все хорошо, при таком ветре
проблема вырулить со стоянки на исполнительный, здесь
руление по методике Ан-2. На исполнительном еще раз все
проверил, взлет без закрылков ничего не дает, кроме
дополнительных сложностей, поэтому взлетаю как обычно при
боковом ветре. Сразу рассчитываю, куда меня понесет, и заранее предусматриваю маневр после отрыва.

Режим взлетный — бежит на разбеге с носовым колесом
устойчиво. Перед отрывом чувствую действия рулей и ветра.
Чуть-чуть на себя, поднимаю носовое колесо: пустой самолет
разгоняется быстро, и моментально нос «Бекаса» разворачивает
против ветра.
Отрыв, повисаем в воздухе, снос 10–15 градусов,
быстро набирается скорость и высота. Хороший все-таки
аэроплан — молодец, все правильно делает, но болтанка
чувствуется сразу. Скорость, высота, убираю закрылки,
обороты, засек время — курс на точку.
Все. Дальше уже проще, просто сидеть и смотреть за
погодой — пока все нормально.
Осень и погода в это время основной фактор для безопасного выполнения полетов.
В памяти всплывает осень в Салехарде. Август. Дожди заливают
все, вода не уходит — вечная мерзлота, песчаная местность.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен