Найти тему
Слово за слово

Часы

Поговорим немного о единицах измерения времени и, прежде всего, о часе. В Древней Руси, по крайней мере в XVI-XVII веках, день делился на 24 часа, каждый час на 6 часовцев, каждый часовец на 10 часцев. Таким образом, часец значило «минута». Но не совсем в современном понимании. Вообще, часьць в Древней Руси – это просто «минимальный временной интервал».

В привычных нам названиях единиц измерения времени исконно русское слово час, а минута и секунда пришли из латыни в Петровские времена. Латинское выражение pars minuta prima можно перевести как «первая малая часть». Оно дало обозначение делению часа на 60 частей. Слово минута значит «малая» (ср. минус, минимум, минор). Второе деление стали называть pars minuta secunda – «вторая малая часть», где слово секунда – «вторая». Такие нелогичные обозначения закрепились и теперь по сути являются международными.

Часы, как устройство для измерения времени существуют на свете с древнейших времен и имеют длительную историю. Прообразом часов со стрелками и циферблатом стали солнечные часы, в которых роль стрелки играла тень от вертикального стержня – гномона. Этим, кстати, объясняется что на циферблате только 12 часов* – ведь вторая половина темная. Первые механические часы долгое время были с одной – часовой – стрелкой.

Водяные часы упоминаются в Уставе Студийском конца XII века. По-видимому, это византийские клепсидры. Память о водяных часах сохраняется у нас в выражении много воды утекло. О песочных (скляночных) часах напоминают выражение пробило столько-то склянок. Естественно склянки били не в прямом смысле.

Склянками назывались песочные часы, что и не удивительно, поскольку они представляли собой две стеклянные ёмкости, соединённые узким перешейком, через который песок тоненькой струйкой пересыпался из верхней колбы в нижнюю. Склянки существовали разных размеров, от полуминутных до часовых. На флоте пользовались и большими, и малыми. Счёт времени начинался от полудня, то есть с момента, когда солнце находилось строго на юге. Вахтенный матрос переворачивал песочные часы, а когда песок истекал, бил в корабельный колокол. Английская фраза ring the bell (бей в колокол) стала прототипом названия этого самого колокола, превратившись в русское слово «рында» (ring the bell русскому уху слышалось как «рынду бей»), а сам колокольный звон стали называть склянками. В рынду звонили каждые полчаса, и, например, восемь склянок означало четыре часа пополудни. Это было время смены вахты и начала нового отсчета времени.

В 1404 году в Москве у великого князя на дворе были впервые установлены башенные часы со звоном. Они назывались то часник, то часомерие, то часозвон (часозвоня). Въ лѣто 6912, Индиката 12, Князь Великій замысли часникъ и постави е на своемъ дворѣ за церковью за Св. Благовѣщеніемъ. Сій же частникъ наречется часомѣерье… (Троицкая летопись). Постави владыко часозвоню (Новгородская летопись, под 6957 г.). Но эти слова не прижились, уступив место короткому и емкому – часы.

В первой половине XVII века часы уже стали обыденной вещью.

Интересно поразмышлять о происхождении слова часовня. Одно из объяснений названия этой небольшой церкви состоит в следующем: в этих сооружениях нередко размещался колокол, в который ударяли ежечасно, то есть били часы. Есть и другое объяснение – слово часы, помимо прочих своих значений, имеет и такое: «вид церковной службы в православии, во время которой читаются псалмы и молитвы, а также сами эти псалмы и молитвы». Возможно, изначально часовня и предназначалась именно для чтения часов (этимологический словарь Г.А. Крылова). Добавим, что сборник молитв для чтения часов называется часослов.

В пользу первой этимологии, кажется, свидетельствуют данные летописей. По Срезневскому, часовня – сооружение, где водружались часы с боем или просто колокол, в который отбивали часы: подле городские стены часовня рублена в столбы, а на часовне колокол… и часы бьют в тот же колокол (Писцовая книга г. Казани, XVI-XVII вв.).

Интересно также подумать о возникновении понятий часовой, стоять на часах, ведь в буквальном смысле караульный «на часах» не стоит. Скорее уж, он стоит «по часам» (ср. почасовая оплата). Возможно, что выражение стоять на часахявляется калькой. Например, в английском языке существительное watch имеет несколько значений, в частности, «часы» и «вахта». Нетрудно заметить сходство и между русским вахта и английским watch. Оба они восходят к германскому глаголу wachen – «сторожить». Немецкое Wacht – «стража» перешло к полякам, а от них в форме вахта – к нам. А в английском произошла метатеза – звуки [t] и [ch] поменялись местами под воздействием watch – «смотреть, наблюдать». Кстати, в старом языке говорили не только стоять на часах, но и пойти на часы, смениться с часов и пр., т.е. семантически – пойти на вахту, смениться с вахты.

Некоторые значения слова час в русском, а также в других славянских языках, заставляют предположить, что оно не всегда соотносилось с единицей измерения времени. Например, час пробил = пришла пора, т.е. «наступил решающий или подходящий момент; пришел срок для каких-либо действий» (ср. также смертный час, роковой час, тяжелый час, добрый час и пр.). Поэтому час как единица времени в родственных языках выражается по-ругому: год, година (годный). В украинском, болгарском час – «время, пора», то же чешское čas. Иногда час – это «миг, мгновение» и т.д. В древнерусском языке часъ – это тоже «время, пора; соответствующий момент», а затем и «мера времени».

*Для цивилизаций, зародившихся вблизи экватора, деление суток пополам – вещь закономерная, но ближе к полюсам продолжительность дня и ночи сильно варьируется в зависимости от времени года, поэтому на некоторых московских башенных часах было не 12 делений, а 17. Причину объясняет русский дореволюционный историк Иван Забелин в своей работе «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии»: Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось, как записано в святцах.