Очередная еженедельная подборка исторических фотографий Советской авиации.
1. В Ташкенте
Пассажирский самолет L-410AS СССР-67253 на перроне Ташкентского аэропорта в первой половине 1970-х годов. Снимок сделан во время испытаний самолета в ГосНИИ ГА. После испытаний самолет эксплуатировался в Якутском управлении гражданской авиации в Маганском авиаотряде. В августе 1985 года самолет списали по причине устаревшей конструкции.
2. На параде
Дальнемагистральный пассажирский самолет Ту-114 СССР-76478 во время воздушного парада в честь 50-летия Октябрьской революции 9 июля 1967 года. Грандиозный воздушный парад прошел в том день в Московском аэропорту Домодедово, были представлены не только находящиеся в эксплуатации самолеты, но и экспериментальные разработки.
Что касается самолета Ту-114 СССР-76478, то он эксплуатировался во Внуковском и Домодедовском авиаотрядах. В августе 1976 года самолет был списан по отработке назначенного ресурса. Самолет обрел вторую жизнь на земле, фюзеляж от него использовался в качестве подсобного помещения на территории аэродрома. В 1999 году сарай из легендарного самолета был утилизирован.
3. Для пионеров Таджикистана
Памятник самолету МиГ-15УТИ в пионерском лагере «Горная сказка» на территории Таджикской ССР в 1983 году. Пионерский лагерь «Горная сказка» был открыт 12 июля 1968 года в Рамитском ущелье на берегу реки Кафирниган. Пионерский лагерь был построен по проекту архитектора Александра Макуха.
На радость детям, на территории пионерского лагеря был размещен настоящий самолет. Им оказался реактивный двухместный учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ. Когда именно поставили самолет мне неизвестно. Но глядя на фотографию и видя бортовой номер «81 красный», в голове мелькают мысли, что это 1981 год. Хотя возможно, что в 1981 году, самолет прошел небольшой косметический ремонт с покраской и нанесением в честь этого бортового номера по году проведения покраски.
На 1983 год, самолет имел не совсем опрятный вид, как видно по фотографии, на фюзеляже отсутствуют многие технологические лючки. Но в кабине мы видим пионеров, фонарь кабины цел, самолет кажется нам еще живым.
Здание аэровокзала Московского аэропорта Домодедово в сентябре 1991 года. На привокзальной площади стоят многочисленные автобусы Ikarus-250, ЛАЗ-699Р и даже ПАЗ-672М. Сегодня данные автобусы практически не встретить на отечественных дорогах.
4. Из Северной Кореи
Пассажирский самолет Ту-154Б P-551 Северокорейской авиакомпании «Civil Aviation Administration of Korea» (ныне авиакомпания «Air Koryo») у терминала «Шереметьево-2» в 1983 году.
Этот Ту-154Б был произведен в 1975 году. В январе 1976 года авиалайнер был поставлен в Северную Корею, где получил бортовой номер «551». 9 февраля 1976 года авиалайнер получил повреждения в аэропорту Иркутска разрушающимся Ту-104 СССР-42327. Была повреждена правая плоскость крыла и правый борт фюзеляжа. Повреждения быстро восстановили...
В 1979 году самолет получил регистрационный номер P-551. 15 августа 2006 года Ту-154Б P-551 при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. После данного инцидента самолет не эксплуатируется и находится на хранении в аэропорту Пхеньяна – Сунан.
Терминал «Шереметьево-2» был введен в эксплуатацию 6 мая 1980 года.
5. «Руслан» в Кольцово
Тяжелый транспортный самолет Ан-124-100 СССР-82028 в Свердловском аэропорту Кольцово. Фотография сделана вероятнее всего в 1991 году.
Этот самолет был произведен в феврале 1991 года на авиазаводе в Киеве. С марта 1991 года этот «Руслан» эксплуатировался в военно-транспортной авиации в 566 военно-транспортном авиаполку. Базировался Ан-124 в Сеще.
В 2009 и 2010 годах Ан-124-100 RA-82028 участвовал в воздушной части Парада Победы в Москве на Красной площади.
6. Ил-18В СССР-75777
Пассажирский самолет Ил-18В СССР-75777 в Московском аэропорту Домодедово в 1968 году. Данный самолет с октября 1961 года эксплуатировался в Красноярском авиаотряде. В октябре 1977 года авиалайнер списали по отработке назначенного ресурса.
7. Стрела стратосферы
Первый прототип пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144 СССР-68001 на аэродроме ЛИИ им. Громова зимой-весной 1969 года. Уникальный самолет свой первый полет совершил 31 декабря 1968 года. Проходил испытания до апреля 1973 года. В 1976 году Ту-144 СССР-68001 передали на радиополигон СОКБ ЛИИ на территории ЛИИ им. Громова, где его использовали, как наземный стенд для отработки авиационного оборудования. В марте 1985 года уникальный самолет был утилизирован на территории ЖЛИиДБ.
8. Домодедово
Здание аэровокзала Московского аэропорта Домодедово в сентябре 1991 года. На превокзальной площади стоят многочисленные автобусы Ikarus-250, ЛАЗ-699Р и даже ПАЗ-672М. Сегодня данные автобусы практически не встретить на отечественных дорогах.
© Юрий Дорошенко
Продолжение следует…