Иван Маркович Замирайло, старший лейтенант административной службы, 1917 года рождения, начальник финансовой части 5 Отдельного ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени полка связи был представлен к ордену Красной Звезды.
Он добросовестно относился к сохранению и экономии денежных средств, не допускал случаев их не законного расходования. Он обслуживал 3 части и подразделения: полк связи, 5-е мастерские связи и 9-ю Отдельную роту специального назначения. В общей сложности - 859 человек с месячным фондом заработной платы 142 тыс. рублей. Он сумел досрочно произвести подписку на заём "со 100% охватом личного состава на сумму 223 000 руб., что составляет 158% к месячному фонду зарплаты".
Представление подписано 16 мая 1945 года.
Закон природы — это устойчивое и необходимо повторяющееся отношение между явлениями. Например, закон всемирного тяготения устанавливает, что тела притягиваются с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними, а закон естественного отбора утверждает, что в ходе эволюции выживает сильнейший. Законов природы много, для формирования научного мировоззрения их изучают в школе и в институте. Но, помимо законов природы, есть законы практической жизни, о которых в учебниках не пишут.
Один из них — так называемый "закон парных случаев» — утверждает, что в некоторых ситуациях неприятности, несчастные случаи, а также курьёзы и казусы удваиваются или возникают парами. С проявлениями закона парных случаев сталкиваются многие экстренные службы, но, в первую очередь, врачи «скорой помощи», врачи приёмных отделений больниц и травматологических пунктов. Объяснить этот мистический «закон» медики не могут.
Законом парных случаев ученые занимались с древности. Философ эпохи Возрождения Мирандола считал совпадения подтверждением своей теории о единстве мира. По его мнению, всё является частью целого, периодически распадающегося и соединяющегося вновь. Английский философ 17-го века Томас Гоббс считал, что такие совпадения закономерны, а объяснить и предсказать мы их не можем потому, что не видим всю картину. Шопенгауэр также отрицал случайность таких совпадений, считая их следтвием мировой гармонии, приводящей к пересечению человеческих судеб. Объяснение феномену пытались дать психолог К. Юнг и физик В. Паули. Всё, что смогли выяснить учёные, — совпадения, наблюдаемые в теории парных случаев, происходят согласно мировому универсальному принципу, связывающему воедино все физические процессы. Описать этот принцип подробно и формально учёные не смогли. "Столбовая дорога" научной мысли свернула на изучение теории относительности.
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, воевавших в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
Более или менее спокойным, но строгим голосом Степка сказал Тимуру:
- Выброси крысу немедля, и чтобы я этого больше не видел!.. После боя постараюсь договориться для тебя... для всех вас таких в роте об усиленном питании. Вот на, пожуй пока...
Лейтенант "исэ" вынул из кармана плитку шоколада, подаренную ему позавчера Тасей, разломил её и половину протянул Тимуру. Тот взял шоколад и радостно воскрикнул:
- Есть выбросить, товарищ лейтенант!.. Спасибо большое! Только от сладкого мне ещё больше есть хочется... И ещё... Товарищ старший лейтенант... наш Ван-Ваныч пытался организовать нам дополнительное питание, да не смог. А теперь вот и ранило его совсем...
Степка усмехнулся, перекладывая коробку с пулемётной лентой из одной руки в другую:
- Ты попробуй шоколад. Он больше солёный, чем сладкий... А с усиленным питанием я договорюсь. Обещаю. Только и ты обещай больше крыс не есть.
Тимур недоверчиво кивнул, потом, держа за хвост, достал из сумки и закинул в ближайшую воронку мохнатую тушку, вытер руку о шинель и спросил:
- Товарищ лейтенант, не обманите с дополнительным питанием!.. И ещё... А можно я буду повторять в точности то, что вы делаете, когда немцы стреляют? Останавливаетесь, присаживаетесь, нагибаетесь или ложитесь?..
Степка улыбнулся в ответ:
- Делай. Только тогда ты должен быть всегда не очень далеко от меня...
До второй линии немецких траншей добрались, как говорится, на одном дыхании. Никаких сюрпризов больше по пути не встретили, в этот район залетали теперь только шальные снаряды и пулемётные очереди. Степка сначала развязал тесёмки шапки под подбородком, а потом и вовсе вернул "уши" на верх. В относительно целом блиндаже обосновались оба капитана, которым Степка рагбше обещал посодействовать с наградными планками. Вокруг капитанов суетились телефонисты, сапёры, ординарцы. Прибегали и убегали связные. Только радист сидел тихо и что-то выстукивал "ключом", а артиллерийский наблюдатель передвигал голову от стереотрубы, хватался за бинокль, а затем обратно приникал к другим окулярам и что-то потом бубнил сидевшему рядом с ним и записывающему в тетрадку своему помощнику.
Командир батальона, только что выслушав видимо очередную нахлобучку от командира полка за медленное продвижение, хмуро взглянул на Степку и его команду и посетовал:
- А... трофейщики!.. Вас бы к делу пристроить, чтобы не рыскали просто так, как шакалы, на поле боя...
Степка решил не обижаться на эту реплику комбата и сообщил ему:
- Товарищ капитан, мы сейчас вперёд и немного правее пойдём, дайте, пожалуйста, команду, чтобы ваша правофланговая рота нас приняла...
- Не дам!.. Продовольственный склад хотите захапать?.. Ну-ну... А ваш ротный где?
- Ранен, в тыл эвакуировали...
- Жаль!.. Я бы ему стрелковую роту доверил... А то у меня как раз в правофланговой роте команндира убило. Взводный лейтенает в роте всего один, только что из училища... Остальные сержанты... И ещё эти миномётчики куда-то запропастилися... Связной какие-то басни про оживший немецкий ДЗОТ наплёл...
Степка мотнул головой:
- Был ДЗОТ, товарищ капитан, но теперь его уже нет. Наш ротный обоих пулемётчиков застрелил...
- Молодец!.. С вами пойдёт химинструктор, он и объяснит моим стрелкам на месте про вас, к чему и что... И ещё вот лейтенант от артиллеристов с телефонистом. Он будет корректировать огонь гаубичной батареи. Давайте мухой!..
По взмаху руки капитана к ним подошли старший лейтенант и "простой" лейтенант, познакомились со Степкой. Комбат взял лейтенанта "исэ" за рукав ватника и отвел его на пару шагов в сторону:
- Слушай, лейтенант... Ты хоть и не пьёшь совсем, но парень вроде боевой и с головой дружишь... Короче, химинструктор мой не рыба ни мясо... Но мне больше послать некого... Тебе я приказывать не могу... Но ты на месте уж там сам помоги моему младшОму, если что... Лады?
Степка теперь с интересом посмотрел на комбата и ответил:
- Помогу, чем смогу, товарищ капитан.
По пути Степка решил поближе познакомиться с младшим лейтенантом, командиром того взвода из трофейной роты, с которым они намеревались теперь "немецкий захватить продсклад". Младшего лейтенанта звали Афанасий, он был старше Степки на пару лет. В трофейной роте он служил уже месяц после полученной весной прошлого года тяжелой контузии и лёгкого ранения во время бомбёжки при выгрузке маршевой роты, с которой он прибыл на фронт сразу из училища. Так что что младший лейтенант фактически ещё "пороху не нюхал", если не считать запаха взрывчатки от разрывов немецких бомб. На вопросы младший лейтенант отвечал односложно, своих вопросов не задавал, то есть на контакт не шёл. Степка через несколько минут такого "разговора" отпустил его ко взводу.
Часть пути до третьей линии немецких траншей пришлось преодолевать уже ползком. Над головой всё чаще шелестели пулеметные очереди. Степка отметил про себя, что между второй и третьей линией окопов стояли без движения уже пять "тридцатьчетвёрок". У шестого танка внутренним взрывом оторвало и откинуло на несколько метров в сторону башню. Сидящие в окопах наши пехотинцы, перестреливались с немцами, засевшими теперь на окраине полуразрушенной деревеньки. Сразу за окопами маневрировали и стреляли по деревеньке две "семидесятки" и одна "тридцатьчетвёрка". Где-то на западной окраине этой деревеньки и должен был находиться вражеский продовольственный склад.
Бледный, потный и действительно совсем молодой лейтенант, сначала обрадовался прибывшему "подкреплению", но затем опять погрустнел, узнав от химинструктора, что у "трофейщиков своя задача". Рядом с лейтенантом "всю дорогу" находился старшина в летах, вооруженный винтовкой с примкнутым штыком. Старшина фактически и командовал сейчас боем роты, подсказывая порой лейтенанту, какие кому команды отдавать. Он представился "старшина третьей роты первого батальона..." и отвечая на Степкино рукопожатие, не смог удержаться от реплики:
- Нам с утра подкрепление обещали, а на деле прислали химинструктора и лейтенанта интендантской службы вместе с доходягами...
Степка проследил за направлением взгляда старшины, направленного на Тимура, который в паре шагов присел на коробку с пулемётными лентами. Лейтенант "исэ" решил пока не включать "строгого начальника" и не замечать "подколки" старшин. Беседуя дальше с этой парой "отцов-командиров", краем глаза он "зацепил" уже знакомый предмет, лежащий неподалёку на дне окопа рядом с брезентовым чехлом, из которого проступали контуры реактивных мин. На вопрос "что это" ответил опять старшина:
- Да вот, хлопцы нашли в блиндаже, похоже на какую-то штуку танки подбивать, товарищ лейтенант интендансткой службы... Заминирована она была простой растяжкой с гранатой и впопыпах... Я растяжку обезвредил... Никто из наших ею пользоваться ею не умеет. Я приказал не трогать, чтобы не сломать от греха...
Степка присел около "трубы" которая внешне выглядела вполне исправной, без вмятин и других повреждений. В чехле лежали две реактивные мины. Химинструктор, взглянув на свои часы, отвлёк Степку от осмотра трофея громким голосом:
- Гаубичная батарея через пятнадцать, нет, уже двенадцать минут откроет огонь по вражеским позициям на окраине деревушки!.. После этого сразу поднимаемся в атаку... Танки поддержат огнём и маневром. Приготовиться!..
Старшина вроде бы прокомментировал полученную информацию тихо, но его услышали все вокруг:
- Куда ещё в атаку?.. От роты считай половина осталась... Здесь бы удержаться до ночи...
В это время вдоль окопа прошёл солдат, задев лейтенанта плечом стволом немецкого автомата, висевшего у него на груди. За ним потянулся шлейф перегара. Степкина память сработала быстро. Это был тот "новобранец", который собирался зарезать прошлой осенью младшего сержанта в запасном полку в Казани. Теперь лейтенант "исэ" с трудом вспомнил, что зовут его Александр (тогда младший сержант это имя указывал в своем рапорте), а фамилия того "новобранца" так и не всплыла в памяти. Степка задал вопрос, явно обращаясь к старшине:
- Это кто сейчас мимо нас прошёл?
Старшина как-то сущённо взглянул на молодого лейтенанта и ответил:
- Да вот, прибыл этот "гусь" из штрафной роты с очередным пополнением две недели назад... Нашёл в роте двух "шестёрок" и теперь он у нас что-то вроде "удельного князя"... Делает почти всё, что хочет, но в атаки ходит исправно, так что пристрелить его повода пока нет...
Степка отреагировал на информацию быстро:
- Ясно... Пошлите связного, пусть его ко мне приведёт.
Старшина усмехнулся в ответ:
- Это если он соблаговолит, товарищ лейтенант...
Степка тоже изобразил усмешку:
- Соблаговолит, не сомневайтесь, старшина. Пусть связной скажет, что знакомец по запасному полку его видеть хочет.
В разговор вмешался лейтенант-артиллерист:
- Мне через пять минут коордиинаты целей на батарею давать!.. Кто мне скажет, куда стрелять?..
Старшина у Степки попросил и получение разрешение "заняться с артиллеристом". Они отошли на пару метров в сторону, и слали смотреть в сторону деревеньки, выглядывая из-за бруствера. Лейтенант приложил бинокль к глазам, а старшина стал тыкать пальцем в сторону немецких позиций.
Батальонный химинструктор задал Степке наверное самый волнующий его сейчас вопрос:
- Товарищ лейтенант, вы с нашей ротой в атаку пойдёте?
Степка оглядел три пары глаз, смотрящих на него, в каждой из которых была плохо скрываемая надежда, и ответил:
- Нет... У нас другая задача. Но мы поддержим вас огнём.
Младший лейтенант, командир взвода в трофейной роте не смог скрыть вздоха облегчения. Химинструктор с командиром стрелкового взвода, который за полдня "вырос" до командира роты не смогли скрыть разочарования. Химинструктор высказал это разочарование в своем следующем вопросе:
- То есть наша рота сначала деревню взять должна, а вы уже потом "подтянетесь на всё готовом"?..
Степка уже ответил строгим голосом:
- Вы сперва возьмите деревню, а потом видно будет... А то туда-обратно обратно по полю бегать вместе с вами у нас интереса нету... У нас другая задача...
Близкий разрыв тяжёлого снаряда прервал этот "обмен мнениями". Степка отряхнул шапку от комьев земли и окрикнул пару "лейтенант-старшина", о чем-то увлечённо разговаивающую, высунувшись за бруствер. Лейтенант протягивал старшине в бинокль со словами "убедитесь сами, нет там ничего", это просто холмик. Старшина упирался и отмахивался от бинокля:
- Товарищ лейтенант, меня зрением мать с отцом не обидели... Я и так вижу, что это "пулемётная о-тэ". Посмотрите на проплешины перед ней на снегу...
Лейтенант снова приник к биноклю, голова старшины склонилась к его плечу. Степка поднял голову. Солнце за тучами "по своему графику" перевалило через зенит, а теперь и показалось во всей красе. Лейтенант "исэ" окрикнул пару наблюдателей:
- Эй, на мостике!.. Слишком долго вы на виду!..
Старшина понял и сразу пригнул голову. Лейтенант-артиллерист оторвал взгляд от бинокля и просто повернул голову на окрик:
- Что значит "долго"?..
В этот момент снайперская пуля пробила его каску и ударила точно в левый висок. Все молча проследили, как тело лейтенанта медленно оседает на дно окопа. Первым пришёл в себя старшина, утеревший неожиданно выступивший пот со лба:
- Ну, товарищ лейтенант, вы даёте!.. Даром, что интендантской службы!..
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.