Согласно статье обозревателя и редактора аэрокосмическо немецкого издания Flug Revue Патрика Цвергера, российский проект полностью импортозамещенного лайнера Иркут МС-21 может стать убыточным уже к 2035 году.
Такой вывод был сделан ссылаясь на анализ главного экономиста российского Внешэкономбанка «ВЭБ» Андрея Клепача, озвученный на Евразийском аэрокосмическом конгрессе в Москве.
По мнению Цвергера, российские производители самолета МС-21 выворачиваются наизнанку, что бы как можно быстрее заменить широкий спектр комплектующих, начиная от двигателей и авионики, и заканчивая изоляцией салона.
«Это колоссальная задача, ведь для этого требуется создавать новые функциональные цепочки поставок и мощности для производства комплектующих, которые зачастую приходится создавать с нуля. Очевидно, что этот гигантский проект пожирает огромные средства.
Тем более что время здесь имеет решающее значение, так как к концу 2024 года планируется убрать из МС-21 последние западные элементы и заменить их отечественными аналогами, что, мягко говоря, довольно амбициозно. И выглядит — по крайней мере, с трезвой точки зрения — довольно мрачно», — пишет Патрик Цвергер.
Он подчеркнул, ссылаясь на прогнозы Андрея Клепача, все оценки показывают, что существенных доходов для российской авиапромышленной отрасли в настоящее время нет. И проект МС-21 не исключение, даже в том случае, если сократят расходы на 30%.
«Проект МС-21 будет убыточным к 2035 году при ныне рекламируемой цене на этот самолет. В целом вся авиационная отрасль в России — это «неэкономичная экономика», — заявил Клепач.
Неизвестно какой ценник за единицу МС-21 Клепач использовал в своих расчетах и почему именно к 2035 году российский флагман должен стать убыточным. Однако Цвергер указывает на то, что ранее глава ОАК Юрий Слюсарь озвучивал стоимость импортозамещенного флагмана МС-21, где фигурировала каталожная стоимость в 97 млн. долларов США.
По нынешнему курсу это порядка 9 млрд. рублей, что собственно чуть ниже каталожной стоимости западных пассажирских лайнеров линейки Boeing 737MAX и Airbus А320neo.
Конечно, вряд ли кто-то из отечественных авиаперевозчиков будет покупать МС-21 по такой стоимости. Но все же общемировая практика показывает, что каталожные цены существенно и в меньшую сторону отличаются от фактических, как собственно и индивидуальные условия приобретения пассажирских лайнеров.
Более того, согласно инвестиционного проекта льготного лизинга российских воздушных судов, от компании «Авиакапитал-Сервис» («дочка» «Ростеха»), который 11 января утвердил премьер-министр Михаил Мишустин, стоимость первых МС-21, которые планируют передать группе «Аэрофлот», составит чуть более 3 млрд. рублей за единицу.
Несмотря на скептический прогноз Клепача, Цвергер все же допускает, что если проект МС-21 будет успешным и план российских авиастроителей сработает, то самолет может стать надежным и достаточно конкурентоспособным российским продуктом на международном рынке.
«Это вернет российской авиационной промышленности ее независимость и, по крайней мере, отблеск ее давно угасшей славы. А миллиарды из Фонда национального благосостояния, которые сегодня тратятся на МС-21, окупятся и будет понятно, что были вложены с толком», — подчеркнул редактор издания Flug Revue Патрик Цвергер.