В 1993 году в старой части Самары на пересечении улиц Льва Толстого и Буянова находился обычный родильный дом, но в необычном здании. Старинное крепкое угловое каменное здание по красной линии, выполненное в русском стиле, крытое железом. Над его входом имеется эмблема — Красный Крест. Там, в 1993г. у меня родился старший сын, мой первенец. Это здание роддома Красного Креста. Красивое здание с необычной историей, памятник архитектуры, объект культурного наследия. Находится возле ЖДВ, на данный момент в плачевном состоянии, на обозрении гостей и жителей города.
Кстати, 9 августа 1970 года в этом роддоме появился на свет действующий губернатор Самарской области Азаров Дмитрий Игоревич, который с 25.09.2017 года исполнял обязанности губернатора, а с 17.09.2018 года официально вступил в должность, но за почти 6-ти летний срок своего правления ничего не сделал, чтобы спасти это историческое здание. В СМИ с определённой регулярностью появляется информация о планирующемся очередном «восстановлении» здания, но на деле ничего не меняется.
Сравнивая фото за 2013г. и 2023г., видно, что за 10 лет отремонтировали только забор. Здание за последние 10 лет не ремонтировали. Вход в больницу зарос травой и кустарниками, также заросла территория возле больницы...
В начале 2000-х (где-то в 2004 году) роддом был закрыт на ремонт, и по некоторым источникам здание было продано в частные руки, но всё-таки здание вернули назад городу. Видно, что ремонт здесь начинали: везде стоят современные пластиковые окна. Внутри здания я не была, но глядя в окна, можно рассмотреть и современные двери, прочее. Видно, что внутри здание было практически отремонтировано, даже возможно, что полностью отремонтировано. Но, время и деятельность людей, привели к тому, что ремонт нужен снова. Снаружи ремонта не было. С территории больницы исчезли беседки, где разрешалось отдыхать на свежем воздухе до родов в 1993 году, и там же можно было общаться с родственниками и другими посетителями.
Почему практически отремонтированное здание было заброшено и продолжает медленно разрушаться?
Это здание имеет историческую ценность. Немного истории. Как и почему появилось это здание?
В 1891 году в Самаре была основана община сестёр милосердия, действующая по уставу Российского общества Красного Креста, утвержденному 3 июня 1893 года, и состоявшая под покровительством императрицы Марии Фёдоровны. С соизволения императора с 13 октября 1900 году общине было разрешено именоваться «Ольгинской», в честь великой княжны Ольги Николаевны, дочери императора. По Уставу Община находилась в ведении Местного комитета Российского общества Красного Креста и «имела целью подготовление сестёр милосердия для безвозмездного служения больным и раненым в военное время, в мирное же время — для ухода за больными в военных госпиталях, в гражданских больницах и частных домах города и уездов».
Сначала в общине было всего 12 сестёр. Она управлялась Попечительским советом и находилась в собственном небольшом деревянном доме на Уральской улице (ныне Братьев Коростелёвых). Попечительский совет возглавляли Пётр Владимирович Алабин и его жена Варвара Васильевна. За 4 года деятельности Община приобрела себе всеобщую симпатию. В конце 1895 года, с целью расширения деятельности Общины, был приобретен соседний дом Нестеровского для открытия лечебницы на 3 кровати. После смерти Алабина, и ухода из состава местного комитета его супруги, в 1897 году председателем местного комитета Красного Креста стала супруга губернатора Александра Семёновича Брянчанинова — Софья Борисовна. Она была довольно деятельной женщиной. Она поставила перед собой и Общиной несколько важных задач: увеличить вдвое количество сестёр милосердия, построить новое здание общины, возвести в городе больницу с хирургическим и терапевтическим отделениями, амбулаторией. Получив разрешение на увеличение штата сестёр до 25 человек и на устройство нового здания Общины с больницей, так как действующее помещение общины было тесным и малоприспособленным для лечения больных, она обратилась к городскому обществу с просьбой о помощи. Софья Борисовна организовала сбор средств на постройку нового здания, ведь у Общины своих денег на постройку больницы не было.
Первым, кто поддержал её, был один из самых уважаемых гласных Самарской городской думы, бывший городской голова Ефим Тимофеевич Кожевников. Вскоре отовсюду стали поступать денежные и материальные пожертвования. Средства собирали всем миром, и вскоре собрали 161720 рублей. Самый большой дар сделала некая Мария Фёдоровна Кобзарь на постройку церкви при Общине – 26000 рублей. Братья Л.С. и П.С. Аржановы пожертвовали 26 тысяч рублей. От супругов Шумовых поступило 13912 руб., «от Е.И.Кирилловых – 7500 рублей». Сама Софья Борисовна пожертвовала 3000 рублей, и её супруг губернатор А.С.Брянчанинов – 1000 рублей. Имена наиболее крупных благотворителей Брянчанинова довела до сведения председательницы Российского общества Красного Креста императрицы Марии Федоровны, и она поблагодарила госпожу Кобзарь за щедрый дар, а господ Аржановых, Шумовых и Кожевникова «…за сочувствие их целям общества Красного Креста».
Дворовое место на Уральской улице, принадлежащее Общине, по своим размерам и отдаленности от центра не могло соответствовать для предназначенной цели. Поэтому было решено приобрести более обширное место. Летом 1899 года в 82-м квартале по ул. Москательной, 138 (ныне ул. Льва Толстого, 136) было куплено за 50 тысяч рублей новое дворовое место. Впоследствии к этому месту было прикуплено ещё соседнее место по Сенной улице (ныне Буянова). Прежнее место вместе с постройками было продано, а на новом месте по улице Москательной решили воздвигнуть новое, более обширное помещение для Общины с церковью, больницей для хирургических и терапевтических больных и амбулаторией (адрес: г.Самара, ул. Толстого Л., 136/ул. Буянова, 11).
Для составления проекта и сметы С.Б. Брянчанинова обращается к губернскому и епархиальному архитектору Тадеушу Севериновичу Хилинскому (статский советник, известный самарский архитектор и гражданский инженер), и тот не только безвозмездно создаёт проект и составляет смету, но и лично руководит строительством в течение трёх лет.
Возведение нового здания общины начали 10 августа 1899 году с закладки домовой церкви. А 8 сентября 1899 г. Преосвященнейшим Гурием, епископом Самарским и Ставропольским, был «совершён чин освящения места и закладки домового храма при Общине во имя Казанской Божьей Матери».
1 мая 1900 года была произведена закладка здания больницы на 18 мест (в проекте также были две операционные, несколько палат, столовая, кабинеты для заведующего, медсестёр, ванные комнаты).
28 апреля 1902 года был совершён молебен в новом храме и поднятие крестов и колоколов. Первая пихта в будущем саду была посажена епископом Гурием. За церковным торжеством наблюдало огромное количество народа. Торжество окончилось под звон всех 4-х колоколов. Присутствующие на торжестве осмотрели устроенное по всем правилам современной медицинской науки больничное помещение, храм и будущий сад.
2 декабря 1902 года больница приняла первых больных, а 6 декабря 1902 года была торжественно открыта, на строительство ушло чуть больше двух лет. Первоначально здание было двухэтажным. С главного фасада, со стороны улицы Москательной, находился главный вход в церковь и больничные покои. Церковь в 2 света вмещала 300 человек с хорами, предназначенными исключительно для больных. Кроме главного корпуса, во дворе построено специальное двухэтажное здание для амбулаторных больных, где использовали даже световое лечение.
В госархиве Самарской области имеется фонд Самарской городской управы, где сохранились некоторые «Оценочные ведомости, составленные по оценке недвижимого имущества г.Самары». В оценочной ведомости за июнь 1902 года дано описание недвижимого имущества, принадлежавшего самарской Ольгинской общине: «На улице Москательной , 138 (ул. Льва Толстого, 136) находится каменный двух этажный дом, крытый железом. Он занимает место в 320 кв. саженей. На первом этаже находится домовая церковь, палаты для больных и две операционные комнаты. На втором этаже – церковь и палаты для больных. Второй дом также каменный двухэтажный, крытый железом. Он занимает место в 40 кв. саженей, отделывается под амбулаторию. Третий дом – деревянный одноэтажный флигель, крытый железом, занимает 29 кв. саженей. В нём находятся квартиры сторожей. Во дворе имеется амбар деревянный, пустует. Он занимает место в 29 кв. саженей, все постройки прочные. Владелицей всех домов является Председательница Самарского комитета РОКР С.Б.Брянчанинова». ( Ф-153,оп.1, д.772,л.228-331 об.).
По указу Самарской духовной консистории от 18 апреля 1903 года домовая церковь была приписана к Троицкой церкви, и все церковные богослужения в ней проводились священником этой церкви (Самарские епархиальные ведомости,1903г.).
В 1904 году, больницу, во время своего визита в Самару, посетил последний российский император Николай II. Его встречала председательница общины С. Б. Брянчанинова. Светская дама, как писали тогда газеты, «удостоилась поднести государю хлеб-соль». Самодержец расписался в книге почётных посетителей, а «прощаясь с председательницей, позволил себе выразить удовольствие по случаю образцового устройства церкви и больницы». А позже, в 1906 году именно в этом здании (где раньше располагалась больница Красного Креста) после болезни умерла мать писателя Алексея Толстого Александра Бостром.
В 1914 году на углу улиц Л. Толстого и Соловьиной (ныне улице Никитинская, дом 2) Общиной Красного Креста была построена бесплатная заразная детская больница (Бесплатная эпидемическая детская больница имени Лаврентия Семёновича Аржанова при Самарской Ольгинской общине сестёр милосердия , позже это Детский туберкулезный диспансер). Это было первоклассное здание, оборудованное по последним медицинским образцам того времени. Подобной больницы не было ни в одной провинциальной губернии. Да и в обеих столицах таких больниц было очень мало.
После 1918 года первая, основная больница Ольгинской общины по улице Льва Толстого часто меняла и свой профиль, и своё название. В первые годы Советской власти она стала акушерско-гинекологической больницей, а в 1925 году это уже городская больница № 3.
В 1918 году Советская власть национализировала церковь на основании ленинского «Декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятого 20 января (2 февраля) 1918 года.
20 января 1920 года Церковный Совет и прихожане Казанской церкви при Самарской общине Красного Креста подали прошение в Самарскую губернскую комиссию по отделению церкви от государства об отмене распоряжения Губисполкома об освобождении здания церкви, предназначенного для палаты больных.
22 марта 1921 года Президиум Самарского Губисполкома принял постановление «о ликвидации церкви Ольгинской общины Красного Креста, и передачи её в ведение Самарского общества археологии, истории, этнографии и естествознания в виду ценности её как памятника искусств».
В 1929 году по постановлению Самарского горсовета церковь была закрыта, и в 1930 году переоборудована под больницу Красного Креста.
В 1930 году на базе городской больницы № 3 и Детского туберкулезного диспансера (бывшей Аржановской больницы) был создан Краевой Институт охраны материнства и младенчества (Институт ОММ), позднее переименовывается в Институт охраны материнства и детства (Институт ОМД). В бывшей городской больнице № 3 разместили родильное отделение, которое впоследствии переименовывается в гинекологическо-акушерское отделение Института ОММ. В областном Институте ОММ имелось всего 170 коек.
В 1932 году был произведён капитальный ремонт обоих зданий. Но необходимо было увеличить число коек, то есть площадь больницы. Здание Ольгинской больницы перестраивается, расширяется, надстраивается третий этаж, производится перепланировка двух первых этажей (1932-1937 годы). По вине Наркомздрава, который долгое время не утверждал сумму, запрашиваемую на реконструкцию и усовершенствование здания, надстройка 3-го этажа над родильным домом и перепланировка 2-х первых этажей этого здания была закончена только в конце 1937 года, вместо запланированного 1936 года. Мощность института ОММ (позднее института ОМД) увеличилась на 60 коек.
В 1970-е годы Институт ОМД был переименован в Областную клиническую больницу Красного Креста.
Роддом Красного Креста областной клинической больницы проработал вплоть до 2004 года. За последние 10 лет до закрытия здесь не умерла ни одна женщина. Это не только историческое здание, и не только памятник архитектуры, но это был уникальный роддом с замечательным коллективом!
Депутат Самарской губернской думы, главный врач Самарской городской больницы № 7, врач высшей категории, кандидат медицинских наук Дубасова Анна Анатольевна, назвала этот роддом «настоящей школой акушерства!».
У меня трое детей: старший сын родился здесь 2 августа 1993г., второй сын – в Уфе, а младшая дочь – в г.Учалы (Башкортостан). Такого тёплого отношения, такого профессионализма медиков, как в этом роддоме, я больше вспомнить не могу. Эта была областная больница. Сюда направляли женщин в основном с патологиями, или со сложностями, которые могли возникнуть при родах. Несмотря на это, врачи пытались сделать всё, чтобы женщина родила сама, в то время, когда за «кесарево» платили им гораздо больше. Делалось всё не только для сохранения жизни матери и ребёнка, но и для полноценной жизни матери и ребёнка в дальнейшем. Поэтому и я, и все самарцы до сих пор вспоминают этот роддом добрым словом.
Неужели это здание так и будет продолжать медленно «умирать»? Или всё-таки власти обратят на него внимание, которое оно заслуживает, и здание дождётся обещанной много лет реконструкции.
R.S. Использованы данные с интернета.
Подписывайтесь на мой канал в Дзене или Вконтакте, ставьте 👍 Будет интересно🌴