Найти тему
Фильманьяк

Хорошая работа (1999) - симпатия, ревность и ненависть в армии

Более корректный перевод названия, под которым фильм известен «Красивая работа».
Более корректный перевод названия, под которым фильм известен «Красивая работа».
Под палящим солнцем пустыни легионеры готовятся к сражениям. Они тренируются под командованием сержанта Галу, который плоть от плоти армии, настоящий офицер, преданный своему командиру. Среди новобранцев появляется новенький, имеющий все перспективы стать любимчиком полковника. Галу становится одержим желанием сжить новичка со свету...
Полковник смотрит на инцидент равнодушно - он понимал, к чему всё идёт.
Полковник смотрит на инцидент равнодушно - он понимал, к чему всё идёт.

Этот фильм поставила Клер Дени, француженка, выросшая в Африке. Отчасти, этим объясняется столь необычный сеттинг – будни французского иностранного легиона в локациях пустыни Джибути. Сюжет берёт за основу фабулу из произведения Германа Меллвила «Билли Бадд», и на этом сходства заканчиваются.

С первой же сцены, где нам представляют Сантена во всей красе, между ним и Галу происходит едва заметная дуэль взглядов, которая будет продолжаться по мере повествования.
С первой же сцены, где нам представляют Сантена во всей красе, между ним и Галу происходит едва заметная дуэль взглядов, которая будет продолжаться по мере повествования.

Дени снимает практически бессюжетно – бесконечная рутина легиона, который, кажется отрезан от остального мира – хотя есть увольнительные, есть дискотеки. Но главный герой, сержант Галу (исполняющий в фильме схожую функцию, что была у злодея «Билли Бадда» Клэггарта), похоже, эту связь утратил. Есть лишь пустыня, устав, бесконечные тренировки, подчинение командиру, управление личным составом.

В момент максимального сближения Галу уже абсолютно поглощён идеей уничтожить Сантена.
В момент максимального сближения Галу уже абсолютно поглощён идеей уничтожить Сантена.

Внезапная симпатия, что проявляется у Галу к новобранцу Сантену, кажется чем-то невообразимым в его миропорядке. Как и симпатия непосредственного начальника Галу, полковника Форестье к Жилю. Галу становится одержим идеей привести всё к единообразию, его цель – подловить Сантена на первом же промахе и уничтожить.

Полковник не без удовольствия наблюдает, как бойцы отрабатывают столкновение, странным образом напоминающее «обнимашки». Подобного рода латентных намёков в фильме предостаточно.
Полковник не без удовольствия наблюдает, как бойцы отрабатывают столкновение, странным образом напоминающее «обнимашки». Подобного рода латентных намёков в фильме предостаточно.

«Хорошая работа» была воспета в среде кинокритиков как один из лучших французских фильмов 90-ых, но эти дифирамбы несколько преувеличены. Метод Дени в бессюжетном повествовании скорее усыпляет, чем завораживает – когда на экране начинают происходить значимые перемены, уже как-то не чувствуешь их ритм совершенно.

Палящее солнце словно выжгло все чувства внутри Галу, чего он добивается и от новобранцев. Всколыхнувший этот безжизненный мир Сантен удостаивается пристального внимания Галу именно в силу того, что он что-то пробудил внутри самого сержанта.
Палящее солнце словно выжгло все чувства внутри Галу, чего он добивается и от новобранцев. Всколыхнувший этот безжизненный мир Сантен удостаивается пристального внимания Галу именно в силу того, что он что-то пробудил внутри самого сержанта.

Финал не даёт окончательного понимания, что же случилось с Галу – решился ли он на самоубийство, или всё же осознал природу своей ревности к Сантену, которая обернулась ненавистью. Фильм Дени очаровал многих именно тем, своей медитативной формой – финал остаётся открытым для трактовок, и эта вариативность, вероятно, и привлекает поклонников ленты.

Выброшенный в реальный мир, Галу, несмотря на внешнее проявление выдержки, внутри совершенно опустошён. Полковник лишил его смысла жизни. Финальная сцена сумасшедших в своей лихости танцев Галу символизирует в первую очередь запоздалый взрыв эмоций, что клокотали внутри всё это время, подобно крови в пульсирующей вене.
Выброшенный в реальный мир, Галу, несмотря на внешнее проявление выдержки, внутри совершенно опустошён. Полковник лишил его смысла жизни. Финальная сцена сумасшедших в своей лихости танцев Галу символизирует в первую очередь запоздалый взрыв эмоций, что клокотали внутри всё это время, подобно крови в пульсирующей вене.

Впрочем, нашлись и те, кто не нашёл ничего увлекательного в позировании полуобнажённых мужчин под палящим солнцем Джибути под величественную музыку из оперы Бенджамина Бриттена. Как и не увидели ничего нового в перформансе Дени Лавана, в прошлом акробата, который не раз привносил элементы телесности и танцев в роль. Если вам довелось побывать в армии, то вы гораздо лучше знаете, как зарождается ненависть в мужском коллективе, который по уставу должен быть един.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.