Недавно, когда я была в Берлине, меня спросили: "А ты знаешь, как можно понять, в какой части Берлина ты сейчас находишься: в Восточной или Западной?" Я задумалась, но не нашла сразу ответа на вопрос. Теперь я его знаю и даже поведаю вам правильный ответ в этой статье.
Вы можете себе представить, какой хаос царил бы на улицах большого города, если бы там не было светофоров?
А ведь когда-то их, действительно, не было.
Берлин в 20-30-х годах прошлого века:
- Время технического взлёта
- Третий по величине город в мире
- Самая крупная столица Европы
- Количество домашних хозяйств, использующих электричество, взмыло с 25 до 75 процентов
- Огромный аэропорт Темпельхоф был построен всего за 4 года
- Стремительный взлёт новых средств коммуникации: кино и радио
На Потсдамской площади, тогда самом перегруженном перекрёстке Европы, ежедневно выстраивались длинные пробки и росло количество несчастных случаев среди пешеходов.
Полицейские были уже не в состоянии управлять ситуацией, даже непрерывно гудя в трубу. В столице Германии срочно требовались перемены по регулированию дорожного движения.
В 1924 году на Потсдамской площади в Берлине торжественно открылся первый в городе светофор. Но, в отличие от водителей автомобилей, пешеходы не спешили с ним подружиться и всё ещё пересекали площадь, где и когда им вздумается.
Лишь в 1937 году в Берлине появились первые уменьшенные варианты светофоров с красной и зелёной лампами, предшественники настоящих пешеходных светофоров.
Тем временем в разных странах мира создавались светофоры с символическими человечками. В результате чего возникло большое разнообразие вариантов, но, пожалуй, ни один из них не был разработан с такой тщательностью, вдохновением и знанием психологии, как знаменитый светофорных человечек Ампельменхен (Ampelmännchen) в Берлине.
Создатель берлинского Ампельменхена Карл Пеглау был дорожным психологом, а ранее имел профессию чертёжника. Его главной целью было создание надёжной безопасности для пешеходов города, особенно для детей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
13 октября 1961 года Карл Пеглау представил свои идеи и эскизы для новой системы светофоров в Берлине. Это был день рождения светофорного человечка: восточного Ампельменхена.
Эти человечки с носом в виде картошки, пивным брюшком, короткими ножками и круглой шляпой на голове до сих пор производят умиляющее впечатление. Обычно люди склонны доверять тому, кто производит симпатичное впечатление или обладает сходством с ними самими.
Ампельменхен явно имеет визуальное и функциональное преимущество по сравнению со своими коллегами из западного Берлина. Во-первых, полноватая фигура светящегося человечка гораздо лучше воспринимается глазом, чем привычный узкий светофорный человечек, скорее напоминающий пиктограмму. Во-вторых, сама форма человечков более выразительная: широко раскрытые руки красного Ампельменхена чем-то напоминают шлагбаум и призывают пешеходов остановиться. А широко шагающий зелёный Ампельменхен воплощает энергичное движение вперёд.
Исследования Якобского университета в Бремене показали, что восточные светофорные человечки лучше справляются со своей сигнальной функцией по сравнению со своими западными братьями.
Культ, элементы культуры и символы Берлина
После объединения Германии светофорным коротышкам грозило полное исчезновение из Восточного Берлина. Многочисленные объекты этой части города активно заменялись эквивалентами, привычными для Западной Германии.
И только благодаря необыкновенному вдохновению и усилиям дизайнера Маркуса Хекхаузена удалось не только спасти, но и подарить вторую жизнь Восточному Ампельменхену.
Влюблённый в его ностальгический дизайн, Маркус Хекхаузен смастерил на чердаке своего дома несколько светильников из старых светофоров, которые уже успели снести с улиц Берлина. Дизайнер превратил вход своего дома в галерею Ампельменхенов. Его новая идея была встречена с восторгом и придала ему уверенности в себе.
Берлинцы, у которых после эйфории и празднований по случаю объединения Германии, к тому времени уже начало расти разочарование, болезненно относились ко многим нововведениям после падения Берлинской стены. Они были по-настоящему рады сохранить полюбившегося им Ампельменхена.
Информация об идее Маркуса Хекхаузена докатилась до СМИ: городские газеты и бульварные издания выпустили целую статью, посвящённую новой инициативе. А сам дизайнер познакомился и подружился с создателем светофорного человечка Карлом Пеглау и даже написал целую книгу об истории Восточного Ампельменхена.
Вся эта кампания в свою очередь привлекла интерес политиков и Маркус Хекхаузен неожиданно получил поддержку с их стороны. В результате, демонтаж традиционных пешеходных светофоров в Берлине был остановлен.
От культуры к культовому продукту
Проходя по знаменитой Берлинской улице Унтер Ден Линден (Unter den Linden), я неожиданно набрела на уютный магазинчик Ampelmann. Там можно было полюбоваться и купить культовую фигуру светофорного человечка в виде самых разнообразных продуктов.
В 2001 году, к 40-летию Восточного Ампельменхена, фирма Ampelmann, основателем которой является Маркус Хекхаузен, организовала праздничный юбилей. К этому событию была приурочена продажа первых 20-ти наименований продукции фирмы. Вскоре после этого в Берлине был открыт и первый магазин Ampelmann.
Сейчас магазины этой Берлинской фирмы предлагают широкий спектр всевозможных сувениров для гостей Берлина и фанатов этой марки. Было очень интересно разглядывать там всё это многообразие: футболки, чашки, сладости, даже мочалки для мытья посуды.
Так рождённый в ГДР светофорный человечек неожиданно получил не только вторую жизнь, но и интернациональную известность.
Если вы когда-нибудь окажетесь в Берлине, обязательно загляните в Ampelmann, чтобы проникнуться историей старого Берлина.
А пока я приглашаю вас совершить небольшую водную прогулку по Берлину:
Всегда рада вашим лайкам, комментариям и новым друзьям. До новых встреч!