Найти тему
Катехизис и Катарсис

О статусе и вокзалах

Помните, по телевизору (ящик такой) шла реклама журнала «Вокруг света», где звучала такая фраза: «Статус – это количество перьев».

Перья это конечно хорошо, но перья украшают человека, а что насчёт города? У городов тоже есть разный статус, и перья тут не причём.

Приезжая в славный город Иваново, столицу Ивановской области, на железнодорожном транспорте, путешественника встречает весьма большой вокзал. На самом деле он технически не очень то соответствует небольшому пассажиропотоку, тем более поток этот ещё несколько лет назад ограничивался четырьмя парами поездов дальнего следования в сутки, а вокзал построен давно.

Ивановский крупнейший в России вокзал берегового типа в стиле конструктивизм был построен в 1933 году по проекту архитектора Владимира Каверинского
Ивановский крупнейший в России вокзал берегового типа в стиле конструктивизм был построен в 1933 году по проекту архитектора Владимира Каверинского

В 30 е годы 20 века, когда строился современный грузопоток на вокзале Иванова был больше:

Крупнейшие станции отправления пассажиров в дальнем следовании за 1938 год (в тысячах)

1. Ленинград-Моск. – 2 531

2. Москва-Каз. – 2 213

3. Тбилиси – 2 112

4. Киев – 1 972

5. Москва-Курская – 1 732

6. Харьков Пасс – 1 576

7. Иваново – 1 395

19. Ярославль – 884

26. Ковров – 829

37. Владимир – 650

83. Шуя – 381

На самом деле Иваново, ныне -второстепенный город депрессивного "ржавого пояса" России, некогда был развит знаменит и богат. И, конечно, богатство это пришло не в 30-е годы.

Будучи одним из текстильных центров Российской Империи со второй половины 19 века Иваново развивалось и богатело. В конце века это был уже крупный по тем временам город, а в 1914 опережал большинство губернских центров империи по численности населения.

-2

Перед первой мировой войной в Иваново-Вознесенск даже начали строить прямую ЖД из Москвы (большевики не достроили). Город развивался семиверстными шагами.

А первую ЖД в Вознесенский посад, честь будущего Иваново-Вознесенска провели в 1868 году. В 1894, построили здание вокзала. (Оно и сейчас сохранилось, чуть в стороне от современного. К сожалению за годы советской власти оно подрастеряло былую привлекательность.

Вот вокзалы городов Империи, сравнимые по численности населения с славным Иваново-Вознесенском:

Жд вокзал Астрахани1 из 4
Жд вокзал Астрахани1 из 4

А вот первый вокзал Иваново-Вознесенска:

Первый вокзал Иваново-Вознесенска
Первый вокзал Иваново-Вознесенска

Больше похож на вокзал какого-нибудь уездного городка, вот например вокзал Шуи:

Вокзал города Шуи. Уездного центра Империи. Ныне - районный центр Ивановской области. В конце XIX века в Шуе жили 20 тысяч человек.
Вокзал города Шуи. Уездного центра Империи. Ныне - районный центр Ивановской области. В конце XIX века в Шуе жили 20 тысяч человек.

Что за дела, и почему в Империи вокзал был маленьким, а потом советы отстроили такую громадину?

Статус. Статус это не только количество перьев, но и размер вокзала.

До 1918 года Иваново-Вознесенск это заштатный город Шуйского уезда Владимирской губернии. Собственно он и городом то стал в 1872 году, стараниями местных активистов, а до того было село Иваново и Вознесенский промышленный посад, коих разделяла река Уводь.

А в Империи к статусу относились серьезно. Станции на железной дороге делились по классам, в зависимости от статуса населенного пункта , где оные располагались.

Иваново-Вознесенску был положен вокзал третьего класса, как в Шуе.

А, например, Владимир, губернская столица, щеголял огромным зданием вокзала. При этом населением и пассажиропотоком уступая Иваново – Вознесенску.

Большой ЖД вокзал губернского города Владимир. В конце XIX века во Владимире жили 28 тысяч жителей - в два раза меньше, чем в Иваново-Вознесенске.
Большой ЖД вокзал губернского города Владимир. В конце XIX века во Владимире жили 28 тысяч жителей - в два раза меньше, чем в Иваново-Вознесенске.

До революции Иваново-Вознесенск активно развивался и богател. Почти наверняка можно сказать, что местные активисты могли добиться со временем большего статуса города, но пришла революция и перевернула всё с ног на голову.

Иваново стало столицей большой промышленной области, а потом собственно Ивановской. (Одно время его пророчили на столицу РСФСР, но это уже другая история).

А столица области (губернии) это совсем другой статус. Так и построили огромное здание ЖД вокзала, а Иваново все советское время медленно теряло свое богатство и импульс развития под конец союза принимая лишь по 4 пары поездов дальнего следования. Многие областные центры давно обошли Иваново по численности населения и развитости железнодорожного сообщения. Достаточно сказать, что Иваново, как и во времена Николая II связано с остальной Россией однопутной не электрифицированной железной дорогой.

Впрочем, уже в новое время были запущены скоростные поезда и дополнительные 4 пары скоростных «Ласточек» связали город с Москвой, а одна с Нижним-Новгородом. Вокзал отреставрировали, и он теперь по праву является украшением города.

А рядом стоит обветшалый вокзал Иваново-Вознесенска, напоминая нам о временах, когда статус нельзя было купить за деньги.

Старый ЖД вокзал Иванова, 1892 года. Ныне - строительный магазин.
Старый ЖД вокзал Иванова, 1892 года. Ныне - строительный магазин.

Автор - Антона Захарченко