Я всегда заявляю, что оценки субъективны и, соответственно, на них не стоит зацикливаться, поэтому обсудим эту тему отдельно.
Даже iQ тест с множественным измерением не может быть гарантом объективной оценки ума человека, потому что он был создан одной группой людей, которые во главе интеллекта видят вербальные, аналитические и логические способности ума и пространственное мышление. Соответственно, создатели теста будут иметь большие показатели iQ, чем абориген на отдаленном острове, хотя мы не поставим под сомнение тот факт, что в тех условиях абориген будет намного более жизнеспособен того же заслуженного профессора.
Тем более пятибалльная система оценивания, принятая у нас в школах, не может считаться объективной. С одной стороны, ученик общеобразовательной школы с твердой четверкой при переходе в специализированную школу может начать там получать уже тройки из-за более сильной программы и требований. С другой стороны, наша система даже не пятибалльная: в лучшем случае допускается поставить четыре отметки (2,3,4 или 5), но зачастую все сводится к трем вариантам (3,4,5). Как при помощи такого небольшого разнообразия отметок оценить абсолютно разных людей?
Возьмем контрольный диктант по русскому языку. Он имеет четкие критерии оценивания: “5” ставится за безупречную работу, а “2” начинается с шести ошибок. Получить отличную отметку весьма сложно. А вот что касается детей с большим количеством ошибок, какие бы успехи они не сделали в учебе, если не дотянуть до порога со следующей отметкой, останется “2”.
Сделал в диктанте 12 ошибок - “2”, начал ошибаться в два раза реже, а отметка всё ещё “неуд”, что сильно снижает мотивацию школьника.
Елена Вячеславовна Гусева
Поэтому я бы оставила отметочную систему только для основных предметов (минимум десятибалльную шкалу), как русский и математика, а предметы для общего развития дать возможность оценивать только в виде “зачет/незачет(если ученик не вовлекался в предмет)”.
Однако и задания на уроках русского и математики бывают более творческими, чем четкими: написать сочинение, составить задачу, подобрать синонимы, примеры и т.д. Еще больше творчества есть по другим предметам. Как по ним можно предложить четкие критерии?
Лучшим вариантом здесь будет составление критериев вместе с учениками, их обоснование.
Так Ольга Анатольевна Самошкина даже с учениками первых классов вместе разрабатывает критерии оценки. Они (первоклассники) придумывают тысячу и один критерий, по которым можно оценить работу. И они не просто называют эти критерии - они потом начинают думать над тем, какие критерии действительно значимы при выполнении работы, а какие являются косвенными, побочными, по каким можно оценивать, а какие важны для достижения какой-то цели.
И мне нравится эта идея, потому что с такой практикой и ребенку интереснее учиться, и понятнее, почему его оценили следующим образом, появляется больше ответственности за свою работу и возможности роста.