Найти тему

Несчастные случаи на производстве: в Роструде создают единую систему госучёта

Источник: https://clck.ru/357PMB
Источник: https://clck.ru/357PMB

Соответствующий законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» размещён в системе обеспечения законотворческой деятельности ГосДумы.

СУТЬ ПРОЕКТА

Проект содержит нормы о введении единого государственного учета несчастных случаев на производстве на базе создаваемой в структуре Роструда ЕГИС, в которой предлагается учитывать все НС на производстве, происшедшие на территории Российской Федерации, независимо от вида и подчиненности организаций, их отношение к отдельным отраслям экономики и организациям, по которым в настоящее время осуществляется отдельный статистический учет несчастных случаев на производстве.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМ УЧЕТА НС – ОТСУТСВИЕ ЕДИНОГО УЧЕТА

В пояснительной записке к документу указано, что в настоящее время в системе охраны труда в стране отсутствует государственная единая система учета и расследования несчастных случаев на производстве.

Трудовой кодекс Российской Федерации, в том числе с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 2 июля 2021 года №311-ФЗ не регулирует вопрос о том какой ФОИВ должен вести в Российской Федерации единый учет несчастных случаев с работниками, погибшими и пострадавшими в период исполнения ими трудовых

В действующем законодательстве установлено, что учет несчастных случаев на производстве осуществляется:

- Росстатом по отдельным отраслям экономики,

- Рострудом – только по смертельным и тяжёлым несчастным случаям,

- ФСС (ныне – СФР) – по страховым несчастным случаям,

- Ростехнадзором – по несчастным случаям на ОПО,

отдельными отраслевыми профсоюзами – по своим направлениям деятельности.

При этом необходимо отметить, что между перечисленными структурами данные по количеству погибших, пострадавших и последствиям от них существенно отличаются.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по труду и занятости, осуществляя функции реализации государственной политики и нормативное регулирование в сфере охраны труда и социальной защиты самостоятельный учет всех несчастных случаев на производстве, происшедших в стране, не осуществляет.

Лица, пострадавшие при несчастных случаях на производстве, обращаются за оказанием медицинской помощи в лечебные учреждения, а погибшие доставляются в морги, подведомственные медицинским учреждениям системы здравоохранения. Механизм проведения сверки по погибшим и пострадавшим при несчастных случаях на производстве между органами здравоохранения и органами по труду на муниципальном, региональном и федеральном уровне не отрегулирован.

Все это создает предпосылки к тому, что на муниципальном, региональном и федеральном уровнях отсутствует точная и объективная информация с данными о погибших, пострадавших гражданами при несчастных случаях, и о последствиях от них.

При этом необходимо отметить, что в стране отсутствует единый учет несчастных случаев, происшедших с самозанятыми работниками, индивидуальными предпринимателями, иностранными гражданами-мигрантами, приехавшими на заработки, а также с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, на деятельность которых не распространяются требования Трудового кодекса Российской Федерации.

Также необходимо обратить внимание на несогласованность с Минтрудом и Рострудом вопросов учета несчастных случаев в федеральных законах, принятых в различных отраслях экономики и социальной сферы.

КАК УЧИТЫВАЮТСЯ НС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано:

«4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность. при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

….

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».

Участие Минтруда и Роструда в расследовании несчастных случаев в данной норме нет, хотя эти федеральные органы власти отвечают и за охрану труда работников и педагогов в школах и институтах.

КАК УЧИТЫВАЮТСЯ НС СО СПОРТСМЕНАМИ

По спортсменам, не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией (спортсмены-любители).

В части шестой статьи 34.1 Федерального закона от 4.12.22007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указано, что «расследование и учет указанных несчастных случаев осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.».

Минтруда и Роструда в данной норме также нет, хотя эти федеральные органы власти отвечают и за охрану труда тренеров, работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку, имеют федеральную и территориальную систему государственных инспекторов труда, имеющих опыт проверок несчастных случаев и организации расследования несчастных случаев.

КАК УЧИТЫВАЮТСЯ НС ПРИ ДТП

В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что «На территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являются количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по её обеспечению.».

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2020 года №1502 утверждены Правила учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ. В соответствии с этим нормативным документом МВД России по согласованию с Минздравом России и другими структурами ведет учет количества ДТП, погибших и пострадавших в них людей.

При этом необходимо также отметить, что часть людей в числе погибших и пострадавших при ДТП находилась при исполнении трудовых обязанностей (водители, работники организаций, в том числе находившиеся в командировке и т.д.). Такие происшествия одновременно являются несчастными случаями на производстве, особенно для водителей, экспедиторов, сопровождающих грузы на автотранспорте, и других категорий работников.

КАК УЧИТЫВАЮТСЯ НС ПРИ ПОЖАРАХ

В статье 27 «Учет пожаров и их последствий» Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» указано, что:

«Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (Минэкономразвития России), и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.».

Приказом МЧС России от 21.11.2008 г. №714 «Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий» утверждены нормы, в которых регламентируются конкретные показатели по учету количества пожаров, категорий погибших и пострадавших при этом людей.

Часть людей, погибших и пострадавших в результате возникновения опасных факторов пожара, которые в момент их возникновения находились при исполнении трудовых обязанностей, могут одновременно считаться погибшими или пострадавшими в результате несчастного случая на производстве. Но законодательные и нормативные акты в системе учета пожаров и их последствий, принятые по линии МЧС России не содержат норм о согласовании действий по учету погибших и пострадавших работников во время пожара на объектах и производствах с Минтрудом России или с Федеральной службой труда и занятости.

Эти и ряд других законодательных актов определяют механизм и порядок учета показателей, характеризующих деятельность федерального органа исполнительной власти в установленной сфере деятельности.

Учет гибели и пострадавших ведется отраслевыми министерствами по согласованию с Минздравом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством экономического развития РФ.

ПРЕДЛАГАЕМОЕ РЕШЕНИЕ – ЕГИС НС

Учитывая изложенное, можно констатировать, что в стране отсутствует единая система учета несчастных случаев на производстве и, в нынешней ситуации невозможно прогнозировать и планировать экономику страны, не имея объективную информацию и статистику о количестве погибших и пострадавших лиц, ставшими инвалидами в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний, полученных в процессе трудовой деятельности.

В связи с этим в законопроекте предлагается ввести в составе Роструда Единую государственную информационную систему учета несчастных случаев на производстве (далее - ЕГИС), в которой будет вестись учет документов о расследовании несчастных случаев на производстве и материалов по несчастным случаям на производстве в стране, поступающих в территориальные ГИТ от всех организаций Российской Федерации, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, независимо от их вхождения в отдельные отрасли и организации, на которых в настоящее время данный учет несчастных случаев на производстве проводится по отдельным законодательным актам без участия государственных инспекторов труда.

Копии актов расследования несчастных случаев на производстве и приложенные к нему материалы, поступившие в базу данных ЕГИС будут храниться не менее 45 лет, если не указаны другие сроки хранения, и могут использоваться для выдачи заверенных копий указанных актов расследований и материалов по заявлениям пострадавших граждан и родственникам погибших при несчастном случае на производстве, для повторного расследования по несчастным случаям, для обращения в суды для решения вопросов получения компенсации от потери здоровья, компенсации материального и морального ущерба, для оформления инвалидности в связи с ухудшением здоровья вследствие несчастного случая, а также других социальных и страховых вопросов.

Обращения граждан, организаций, органов следствия могут быть в вызваны тем обстоятельством, что по прошествии нескольких лет в нынешнее кризисный период часть предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, которые обязаны хранить данные акты и материалы расследования несчастных случаев на производстве не менее 45 лет, могут быть признаны судом банкротами и ликвидироваться, либо попросту самоликвидироваться, их архивы могут исчезнуть по ряду причин, особенно в системе предприятий малого и среднего бизнеса.

Создатели считают, что ЕГИС НС безусловно позволит надежно на многие годы сохранить весьма важные для пострадавших граждан, для семей погибших копии актов проверки и материалов расследования несчастных случаев на производстве для реализации ими своих прав на социальную защиту, на компенсации по страховым вопросам, на пенсионное обеспечение по инвалидности, выплату компенсаций в связи с потерей трудоспособности и на обслуживание в системе медицинского страхования.