Слушайте, вчера была на мультимедийной выставке, посвященной творчеству Густава Климта и Винсента Ван Гога. В течение часа на гигантских экранах, расположенных по кругу, были представлены полотна этих великих людей, а фоном шла история их становления. Атмосфера, само собой, захватывающая.
Но суть не в этом. На какой-то момент я начала ловить себя на эпизодах профессиональной деформации)) В том плане, что 2 невероятных гения с такой разной судьбой, местами сложной, где-то трагичной, и как же их внутренний мир, переживания, мысли доносились через творчество.
Винсент Ван Гог (1853-1890).
Имя Ван Гога известно даже школьнику.
По воспоминаниям домашних – «своенравный, трудный и нудный ребёнок со «странными манерами».
Сам Винсент описывал свое детство как «мрачное, холодное и пустое».
Несколько раз бросал учебу. До того как стать художником, успел попробовать себя во многих профессиях и умел фехтовать. К живописи пришел уже во взрослом возрасте, таким образом, спасаясь от депрессии и меланхолии, и за десять лет работы написал около 2000 картин. Продуктивно. Был открыто влюблен в собственную кузину, что, собственно, не сильно нравилось семье. Страдал психическими расстройствами. Несколько раз находился в лечебном учреждении для душевнобольных (но и там продолжал писать). Вспышки агрессии и абсент приводили к эпизодам самоповреждения (знаменитая история с отрезанным ухом, хотя и там история шита белыми нитками, т.к. конфликт произошел с Гогеном, который и сам не отличался стабильностью). Популярностью не пользовался и был беден. Скончался после полученного в грудь ранения из пистолета, опять же от своих же рук (случайность это была или нет, доказательно неизвестно; существует даже версия убийства).
Здесь мы видим скорей врожденный недуг, чем приобретенный. Ван Гог осознавал свою болезнь и пытался приспособиться. Много рассуждал на эту тему. И во многом благодаря этому мы знаем такой стиль как постимпрессионизм.
Густав Климт (1862-1918).
Признаюсь честно, не так близко была знакома с его творчеством. Наследие Климта составляет 230 картин. Австрийский модернист, один из самых известных и востребованный художников того времени. Как мне кажется, отличительной чертой в творческой манере Климта был и реализм и, в тоже время, некая воздушная магия живописи. Очень искусное изображение людей. В то время как Ван Гогу, например, люди не удавались.
Густав видел человека, его красоту, слабости, страхи и страсти.
В семье находил желанное спокойствие и уединение.
И вот что интересно, в возрасте 30 лет (кризисном для каждого человека) Климт теряет брата, к которому был сильно привязан. Смерть близкого по духу человека ввергла его в тщательно скрываемую им депрессию, не отступавшую годами. Здесь нужно видеть, как меняется его живопись. Она приобретает личный стиль, как будто внутренние переживания стирают некую грань реализма.
Обратите внимание на произведения Ван Гога, изначально имеющего расстройство, и на картины Климта, который пережил травму. И дело здесь не только в уходе от реальности. Посмотрите на краски. Насыщенность, декоративность, текучесть.
Не хотелось бы романтизировать болезнь, но как будто есть в этом что-то тянущееся к солнечному, красочному и яркому, чего, возможно, очень не хватает в повседневной серой рутине.
Что думаете?