Найти тему
Постполитология

Ворота в Африку: что Эфиопия может предложить России?

Оглавление

26 июля, в первый день саммита "Россия – Африка", прошли переговоры Владимира Путина и премьер-министра Эфиопии Абием Ахмедом Али. И тут хочется напомнить, что Эфиопия сейчас находится в напряженном состоянии: недавно один из регионов поднял мятеж и правительственные войска подавляли его. По подсчетам самой Эфиопии, от конфликта погибли почти 600 тысяч человек. Сейчас ООН и международные наблюдатели пытаются расследовать военные преступления в этом регионе.

Возникает вопрос: если в стране такая напряженная обстановка, то какой интерес она может вызывать у России? Инвестировать в страну, объятую конфликтом, никто не захочет. Давайте разбираться.

Что из себя представляет Эфиопия сейчас?

Эфиопия – одна из крупнейших стран Африки, при этом у нее нет выхода к морю. Последние полтора десятилетия её экономика растет очень быстро (от 6,5% до 9,5%). Население – второе по размерам в Африке (116,5 млн), причем почти половина младше 18 лет.

Энергетика страны настолько хорошо справляется, что Эфиопия поставляет электричество в соседние страны. А в ближайшие годы будет запущена новая гидроэлектростанция с нескромным названием Эфиопское Возрождение.

Даже внезапная национальная эфиопская авиакомпания – крупнейшая в Африке и самая прибыльная. А это относительно технологичная отрасль: требует обслуживания, ремонта и топлива.

То есть в исходных данных: динамичная экономика, много рабочей силы, которую можно быстро обучить работать на новых предприятиях.

Но при этом у Эфиопии куча проблем:

  • слаборазвитые железные дороги, которые необходимы для экспорта;
  • беда с информационными технологиями, к интернету подключены только четверть жителей страны;
  • сельское хозяйство в очень тяжелом состоянии, а в 2023 году еще и одна из сильнейших засух в истории;
  • отсутствие выхода к морю и необходимость договариваться с соседями для экспортных и импортных поставок. Например, с Суданом, с которым отношения у Эфиопии не очень.

Что может предложить Россия для Эфиопии?

Эфиопия остро нуждается в довольно устаревших технологиях. Железнодорожная сеть, обновление турбин для гидроэлектростанций, сельскохозяйственные проекты – во всем этом у России есть экспортные возможности. Подписаны договоры о сотрудничестве в образовании, здравоохранении и ядерной энергетике. АЭС, конечно, пока не строится, но в обозримой перспективе – почему нет.

Причем основа для такого сотрудничества есть. В столице Эфиопии работает российский деловой центр, который помогает российским компаниям осваиваться в эфиопских условиях. В 2019 году торговый оборот стран составлял 68$ млн, а в 2021 году уже 225$ млн. В 2022 году вырос еще на 56%, то есть уже превысил 300$ млн. И это не смотря на гражданскую войну в Эфиопии.

Аддис-Абеба, столица Эфиопии
Аддис-Абеба, столица Эфиопии

В военном плане, полагаем, сотрудничество можно даже не обсуждать. Поддержание на ходу эфиопской армии, сплошь состоящей из устаревшей советской техники – это да. Поставка чего-то нового – тут без вариантов, Россия все выгребает на свои нужды.

В общем, для России Эфиопия – не новый партнер, часть механизмов уже отработана, поэтому сотрудничество может только расти. Потенциал роста до 1-2$ млрд ежегодно есть точно. А если учесть возможность обхода санкций через африканских партнеров, то и может и выше.

Как было бы все прекрасно, если бы Китай не играл на том же рынке

Китай дает огромные инфраструктурные и льготные кредиты для стран Африки. И это не считая торгового оборота и прямых инвестиций. Например, китайские инвестиции в Эфиопию составляют более 4$ млрд, а ежегодный торговый оборот – свыше 5$ млрд. Это несоизмеримо выше, чем эфиопско-российская торговля.

В общем, Россия может переломить ситуацию только щедростью на технологии: создавать совместные предприятия, делиться самыми передовыми технологиями, а не советским наследием.

Так что Эфиопия может предложить России?

Самое главное, зачем нужна Эфиопия России – это экспортный рынок. Возможность зарабатывать валюту на технологиях и товарах, которые будут конкурентоспособны. Тем более, что многое из эфиопской экономики и так работает на советском оборудовании.

А также – еще один канал поставки санкционной западной микроэлектроники для российской промышленности.