Набережные Челны… Когда-то это название носил заштатный городишко, сиротливо притулившийся на камском берегу. Один из нас уехал оттуда ровно сорок лет назад. В памяти остались пыльные улочки, приземистые, покосившиеся избы…
И вот новая встреча с городом юности. Как изменилось все вокруг!
У развилки дорог при въезде в Набережные Челны в глаза сразу бросается огромный плакат:
«Во имя Отчизны своими руками
Возводим мы солнечный город на Каме».
– Строить новые Набережные Челны начали в марте 1971 года, – говорит заместитель начальника строительства КамАЗа по жилищному строительству В. Перельштейн. – Над его проектом работают одновременно 40 институтов. Дома возводятся в основном высотные – 9, 16, 22-этажные, с балконами и лоджиями, удобной планировкой.
Вблизи их поднимаются торговые и культурные центры, ясли, сады, школы. Сейчас здесь проживает 150 тысяч человек: население продолжает расти. В этом году будет сдано 400 тысяч квадратных метров жилья, столько же – в следующем. Думаю, такого размаха жилищного строительства не знает ни один город.
Новые Набережные Челны белоснежной подковой вытянутся вдоль Камского водохранилища, расположившись и далеко, и близко от будущего комплекса КамАЗа. Город и завод разделяет широкая полоса лесного массива, через который прокладываются прямые, как стрела, трассы, строятся развязки дорог для скоростных автоэкспрессов и трамваев.
Строящийся автомобильный комплекс, наверное, и за два дня не обойдешь. Если бы захотелось сделать фотопанораму стройки, то, пожалуй, ничего бы путного из этого не вышло – настолько велики масштабы КамАЗа.
Кузнечный завод… Неоглядное пространство, занятое им, - настоящий лес из металлоконструкций. Здесь уже закончен каркас автосборочного цеха. А вот ремонтно-инструментальный завод почти готов. В цехах монтируется оборудование, его осваивают первые рабочие будущего автозавода.
Мы познакомились с шофером Виктором Моисеевым. Он здесь с женой и дочкой, как говорят, с первого колышка. Три года работают в автопарке автотранспортного хозяйства Камгэсэнергостроя.
– Вот закончится строительство – пойду работать на КамАЗ, - говорит Виктор. – Автозаводу шоферы будут нужны. А если нет, то я механиком устроюсь или на курсы пойду, чтобы приобрести новую специальность.
Самая высокая точка КамАЗа – трубы ТЭЦ. Их будет две. Первая к сдаче почти готова. Поднимаемся на вершину трубы. Восемь минут – и лифт достигает отметки 241 метр. Выше выбираемся по монтажным лестницам.
– Вам не кажется, что труба шатается? – спрашиваем старшего прораба участка В. Панарина.
– Кажется, – улыбнулся он, – вверху амплитуда колебания – метр двадцать сантиметров.
Трест «Спецжелезобетонстрой» Челябинского управления, которому принадлежит участок Панарина, строит трубы высотой до 320 метров. Не только в нашей стране, но и за рубежом.
Спустя несколько дней с председателем горисполкома Набережных Челнов М. Шалкиным поднялись над городом в вертолете.
– Отсюда особенно хорошо виден грандиозный размах стройки. Представляете, все это построили всего лишь за два года. Сфотографируйте, пожалуйста, город. Это будет фотодокумент: вот, мол, какими были Набережные Челны в 1973. Город быстро строится. Пройдет немного времени, и он вновь изменит свой облик…
Статья была опубликована в газете "Известия" 26 июля 1973 года.