В центре Атырау, бывшего Гурьева, "нефтяной столицы" Казахстана на юго-западе страны, высится Успенский собор, слишком большой для почти чисто казахского города (длина 45 метров, высота колокольни 34 метра) и слишком изящный для новодела - его построил в 1885-88 году местный купец Федот Тудаков. У одной его стены теперь стоит армянский хачкар, а у другой - маленькая Никольская церковь, о происхождении названия которой я расскажу позже.
Ведь основателем этого города был ярославский купец Гурий Никитин, чьи предки успели разбогатеть на торговле пушниной, приехавший в устье Яика (Урала) в 1640 году. Его сыновья Михаил, Иван и Андрей разбогатели тут на "чёрном золотоме", но только в данном случае имеется в виду не нефть, а осетрина и икра. В 1647-48 годах здесь была построена крепость, официально Яицкий городок, а в обиходе во избежание путаницы с нынешним Уральском называвшаяся то Нижне-Яицким, то Усть-Яицким, то по старинке Гурьевым городком.
И если с разбойничьими набегами "киргиз-кайсаков" (как тогда называлась казахов) острог ещё справлялся, то непокорные казаки ему были не по зубам: в 1667-68 годах в Гурьеве зимовал со товарищи Стенька Разин, в 1777-78 - один из отрядов Емельяна Пугачёва. Сами эти земли поначалу входили в Астраханскую губернию, в 1748 году были переданы под управление Оренбурга, а промыслы несколько раз переходили от царских чиновников к уральским казакам и обратно.
В 1752 году в низовьях Яика были снесены учуги, в 1810-15 годах упразднена и срыта крепость, а в 1865-68 году эпоха неопределённости закончилась: поселение в низовьях Урала окончательно вышло из казачьего войска и стало уездным городом Гурьевом в Уральской области.
Позже сюда пришло другое "чёрное золото" - нефть, и в 1928 году разросшийся Гурьев стал центром округа (с 1938 - области), а в 1991 был переименован в Атырау ("Дельта", "устье"), но то - другая история...
Среди пафосных новостроек атыраусского центра, отелей и апартаментов для экспантов, начинаются предместья Старого Гурьева:
За Успенским собором подобные дома слагают целые улицы. Причём - что для Казахстана весьма необычно, - здесь много и деревянных домов масштабом от избушки до особняка:
Появившихся, возможно, примерно так же, как и в Астрахани - из дерева одноразовых барж с предгорных верховий:
У перекрёстка ныне глубоко второстепенных улиц Шевченко и Пугачёва (вернее, официально давно уже Балгимбаева, но названия улиц в Средней Азии живут в народе долго) сохранилось несколько кварталов уездного города:
Среди которых затесалась вычурная сталинка с чем-то полицейским:
Да несколько обширных пустерей, может быть на месте деревянных усадеб и купеческих складов:
Увы, я ни нашёл никакой информации ни об отдельных зданиях, ни о самих улицах, но как я понимаю, в Старом Гурьев и это место не было центром. Главные улицы его Самарской стороны на западном берегу Яика назывались Астраханской и Успенской, но я не знаю, с какими из нынешних улиц их отождествлять.
На доме справа - мемориальная доска, но повесил её не иначе как Капитан Очевидность - в ней сказано только "Республика Казахстан. Двухэтажное здание. Начало ХХ века. Охраняется государством".
Дореволюционный домик и трёхэтажный новодел, неловко ему подражающий:
Вот на берегу Яика - дом купцов Тудаковых, один из которых построил Успенский собор:
А вот, с характерным театральным "горбом" - бывшее Общество трезвости (1913-14), в 1923-34 годах первая в городе библиотека, а позже ДК Нефтяников, пока тем не построили Жилгородок за рекой.
Самое красивое здание Старого Гурьева, изначально синематограф со звучным названием "Зеркало Жизни", с советских времён более известный как Почтамт - снесли уже в постсоветское время:
Чахлая зелень на краю района - это бывший Сутягин сад, разбитый на свои средства казаком Семёном Сутягиным, сыном угодившего в казахский плен казака Григория Абрамчева, сбежавшего оттуда вместе с полюбившей его казашкой. Но в городе и казак, и степнячка умерли рано, Семён рос в нищете, подрабатывал батраком да садовником, и в конце концов убедил атамана дать ему участок на краю города, и в выженном солнцем пыльном Гурьеве к 1880 году вырастил единственный оазис. Нынешний Атырау - город по-советски зелёный, а сад Сутягина забыт.
И в целом Старый Гурьев ныне напоминает трущобы, и пока я гулял по кварталу, мои спутницы отбивались от пьяного деда, вылезшего из каких-то закоулков поговорить, и в конце концов решили отъехать подальше.
Информация о Старом Гурьева вообще представлена в интернете довольно забавно - много глубоких исторических текстов, мало банальной информации о том, какой дом чем был в своё лучшее время. Гурьевские дворы потрясающе ветхие, а из подворотен их видны небоскрёбы:
Впрочем, уездный Гурьев и в те времена, когда всё это строилось, вряд ли кому-нибудь радовал глаз - летом зной, пыль и суховеи; зимой - лютые степные ветра, а по весне и осени разливы Яика, дожди и непролазная грязища:
Сердцем города был Никольский собор, построенный чуть ли не в 17 веке (во что мне не особо верится, но правдобных цифр я не находил) - это в честь него называется церковка в ограде Успенского собора:
Всего в уездном Гурьеве к началу ХХ века жило 9,5 тысяч человек - не то чтобы много, не то чтобы мало, и к Русскому Туркестану с его маленькими Новыми городами у бескрайних махаллей Гурьев было никак не отнести: 2/3 его населения составляли русские, треть - казахи, и около 5% - татары. Но именно татарской была деревянная мечеть на набережной, построенная не позже середины 19 века:
И хотя в дореволюционных текстах обычно указано, что в Гурьеве два православных храма, церковка с кадра выше не похожа ни на один из них, ни на другой. Как я понимаю, она была старообрядческой, ведь не последней причиной непокорности яицких казаков было то, что после Раскола к ним прибились многие староверы, в конце концов вышвырнутые с Урала на Арал как "уходцы" (их домики я видел в узбекистанском Муйнаке).
Разинщину, Булавинщину или Пугачёвщину в старовечерских кругах считают ни чем иным, как религиозными войнами по-русски. Советскую власть многие из староверов поддерживали, считая меньшим злом, чем "никонияне", но в Атырау большевики не моргнув глазом отобрали их церковь, в 1938 году открыли в ней музей, а потом и вовсе снесли, переселив разросшуюся экспозицию в новое здание за Яик.