Андрей женился рано, только 18 исполнилось. Он бы и не женился, да Ленка ребенка ждала. Вот и пошли к родителям. Ругались те, конечно, но куда деваться. Свадьба была – всех родных пригласили, от души погуляли. Жить стали у родителей жены.
Дочка появилась: маленькая, хорошенькая. Лена ему дочку в руки, а он и не понимает, что с ней делать – комок какой-то: пищит, что-то требует. Нет у него к ней никаких чувств.
Ходит Андрей на учебу, вечером работает. Друзья гуляют, на свидания бегают, а у него только дом, Ленка, дача, теща. Ему еще погулять хочется. Вот получил диплом, и в армию забрали. Тогда еще два года служили. Когда второй год служил, письмо пришло от Лены:
- Я понимаю, что тебе трудно вдали от дома, но я хочу быть честной: полюбила другого. Думаю, ты не расстроишься, ведь и сам особо меня не любишь, женились, потому что Иришку я ждала. Не обижайся.
Андрей не расстроился. Даже облегчение почувствовал. Когда вернулся – развелись. Алименты на дочку платил, и только. Она его и не помнила, папой называла другого. Чего лезть?
Вскоре он встретил Надежду, Надю, Надюшку. И вот тогда влюбился по-настоящему. Ухаживал за ней, цветы дарил.
Она улыбалась, прямо светилась вся.
- Выходи за меня замуж.
- Надька, будь осторожнее,- ворчала теща. – Он уже с одной расстался.
- Мама, так это она его из армии не дождалась. Да и не любил он ее особо, из-за ребенка поженились.
Шли годы. Надя с мужем получили квартиру, позднее приватизировали, по ½. Участок земельный приобрели, дом построили.
Дочка родилась – умница и красавица. Андрею она казалась самой красивой. Вот как взял в руки этот теплый комочек возле роддома, так и прикипел. Сам купал, сам гулял, ночами вставал.
Надя смеялась:
- Лучше родной мамы ухаживает.
И теща смягчилась:
- Ладно, неплохой парень. Просто там не срослось.
Шли годы, вот и возраст подошел. Сходили Надя с Андреем к нотариусу – он на нее сделал завещание, а она – на него.
Прошло немного времени, и Андрея не стало. Не болезни, а просто старость, просто срок пришел.
Заявила Надежда на наследство по завещанию. Ведь и сама пенсионерка. И инвалид 2 группы. Одновременно с ней на наследство подала дочь от первого брака, которая уже вышла на пенсию:
- Я, как пенсионерка, имею право на обязательную долю в наследстве.
- Зачем тебе? Откажись, - расстраивалась Надежда.
- Вот вы папу у меня увели, все получу, что по закону положено.
- Да как же это я увела – мы и познакомились после развода родителей твоих.
- Ничего не знаю. Все получу, и продам. Живите в коммуналке.
Определили за Ириной половину от доли, которая ей предполагалась бы по закону, если бы не было завещания. А это ¼ от всего: от квартиры, дома, земельного участка.
Дочка у Надежды сказала:
- Мама, не расстраивайся. Привлекаем адвоката, будем судиться.
Адвокат сказал:
- От обязательной доли – не отказаться. Будем просто ее уменьшать.
В суд было подано заявление об уменьшении обязательной доли. Ведь Надежда в возрасте, инвалид. Квартира – ее единственное жилье. Если лишат – как жить в коммуналке?
Но суды отказывали в иске, пока не дошло до Верховного суда.
Верховный суд напомнил, что
В соответствии с пунктом 4 статьи 1149 ГК РФ, если осуществление права на обязательную долю в наследстве повлечет за собой невозможность передать наследнику по завещанию имущество, которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания (жилой дом, квартира, иное жилое помещение, дача и тому подобное) или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская и тому подобное), суд может с учетом имущественного положения наследников, имеющих право на обязательную долю, уменьшить размер обязательной доли или отказать в ее присуждении.
Надежда предоставила в суд документы о том, что Ирина имеет в собственности хорошую квартиру, постоянно проживает в двухэтажном доме со всеми удобствами. Площадь дома 265 кв.м., а это значительно больше квартиры. У Надежды же домик– плохонький, для дачи, больше сарайку напоминают. Чисто для удовольствия, летом побыть, помидорки с огурчиками вырастить. Ирине же надо побольше только для того, чтобы продать.
Нижестоящие суды этот момент вообще не оценили, и не исследовали.
Суд отменил решения суда и направил на новое рассмотрение.
И в 2020 году районный суд дело пересмотрел, определил обязательную долю Ирины в размере 1/8. Так что большая часть – у Надежды. И выделить такую долю в квартире в реальности – сложно, и выкупная цена ниже.
Ирина, конечно, злилась, но оспорить не смогла. Уменьшилась ее доля в два раза.
Один вопрос: если бы не было завещания: выделили бы супружескую долю, это половина Надежды. Остальное принимали бы по закону: две дочки и супруга. То Ирина изначально получила бы 1/6, а не ¼ (если я все правильно посчитала, но у нас есть читатели – знатоки, поправят). А если бы изначально выделили супружеские доли, то и 1/12 получила бы как обязательную долю в наследстве (половину от 1/6). Хорошо, что суд до 1/8 снизил.
Определение Верховного суда от 05.11.2019 по делу N 5-КГ19-181
Решение Петровского районного суда г. Москвы, дело от 31.01.2020 № 02-0325/2020
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.