Найти тему
JAZZIST

Альбом дня: Jason Kahn, Frantz Loriot, Christian Wolfarth «Köln» (Editions, 2023)

⭐⭐⭐⭐

(Рейтинг: 4 из 5)

Джейсон Кан родился в Нью-Йорке, вырос в Лос-Анджелесе, после падения стены жил в Берлине, а последние лет тридцать базируется в Цюрихе. Начав карьеру как импровизирующий барабанщик, он много играл в Штатах и Европе, а в середине 90-х даже проехался по России с группой певицы Сайнхо Намчылак, что сейчас воспринимается как нечто удивительное. К концу того десятилетия Джейсон стал уделять много внимания электронике, работая с компьютером и позже с модульным синтезатором. В то время его музыка была близка к зарождающейся электроакустической импровизации и не чуралась влияния лоуэркейса и эмбиента. В последние годы он начал использовать в музыке голос и слайд-гитару.

Такая разносторонность Кана всегда восхищала пытливых слушателей, но в то же время вызывала затруднения при классифицировании его работ. Джейсон до сих пор остается художником, который творит сам по себе, не примыкая к тем или иным сообществам. Например, в последние годы он издает на собственном лейбле Editions занятные книги с полевыми записями — заметки об окружающем звуке в аудиоформате и письме. Кроме этого, Кан вернулся к модульному синтезатору, начав переосмысливать его роль не только как сольного  инструмента, но и в разных коллаборациях. Один из коллективов, где он этим занимается, — трио с альтистом Францем Лорио и перкуссионистом Кристианом Вольфартом. Оба зарекомендовали себя как музыканты, продолжающие расширять возможные пути игры на своих инструментах. Примечательно, что это пример импров-группы из одного города (Цюриха), что подразумевает возможность работы вместе не только в рамках концертов и туров, но и шлифовку взаимодействия вне уха зрителя.

С первых секунд альбома «Köln» альтист скрежещет, электронщик выискивает случайные пуантилистические шумы, перкуссионист оперирует россыпями на рабочем барабане. Иногда пересекаясь друг с другом, эти три параллельные линии работают над созданием общего звукового пространства. Незаметно из бэкграунда проявляется смычковая тарелка Вольфарта. Партнеры оставляют для него простор, чтобы эта текстура прозвучала в полную силу, после чего подхватывают и развивают идею все вместе, при этом возвращаясь и к материалу первых минут концерта. Затем вновь появляется смычок и тарелка — таким образом выстраивается слитное повествование, где каждый из троих внимательно слушает друг друга. К пятнадцатой минуте фокус начинает рассеиваться: теперь слушателю предлагают захватить всю картину целиком, но уже не акцентировать внимание на деталях игры каждого.

Впрочем, и для сольных выступлений остальных участников, помимо Вольфарта, предусмотрено место. Вот Кан извлекает длинный едкий синусоидальный звук и остается с ним наедине некоторое время, которое сам же и прекращает, подключая к музыке звук радио. Партнеры подхватывают мысль. Лорио вскоре использует свое время, чтобы прозвучать аккуратно и с паузами, и предлагает тем самым следующую идею для развития всем трио. Через несколько минут уже он плавно водит смычком по струнам, оттеняя хаотичный звук Кана и перкуссионные паттерны Вольфарта. Спустя еще мгновение роли вновь меняются, и только под конец получасового сета все трое начинают снижать интенсивность и затихать.

Перед нами не тот вид импровизации, который будет легко слушать, но слушать будет очень интересно. Чтобы охарактеризовать эту запись, уместно использовать избитое слово «эксперимент». Общий темп повествования тут быстрый, а самая суть в том, что каждый музыкант может повернуть импровизацию в другое русло мгновенно. Как раз за развитием общей мысли следить крайне увлекательно. Но возможно это только при одном варианте восприятия — сосредоточенное прослушивание. Если не быть достаточно вовлеченным, запись может потерять почти всё свое очарование.

Слушать на Bandcamp