Найти в Дзене

Дочки-матери

Matthew Waring, Unsplash
Matthew Waring, Unsplash

На днях прочитала книгу Джанет Уинтерсон «Зачем быть счастливым, если можно быть нормальным?». История отношений приёмной дочери и матери. Книга-автобиография, отчего вызывает ещё больше сочувствия обоим женщинам. В конце книги автор рассуждает о символическом смысле ран в мифологии, библейской, античной и современной литературе, и обозначает душевную рану как неизбежность в отношениях дочки-матери.

Дочери, рождаясь, ранят матерей.

Через рану матери узнают своего ребёнка из тысячи.
Помните «Муми-Троллей» Туве Янссон? Когда маленький Муми-Тролль под действием колдовства теряет привычный облик и никто его не узнает. До тех пор, пока не появляется Муми-Мама и не признает в чужаке сына. Благодаря этому Муми-Тролль становится прежним.

В Барселоне есть историческое место в Равале — детский дом. На фасаде до сих пор сохранилась вывеска и круглая дверца с щелкой для монет. Женщины подходили к двери, опускали монету. После этого дверца отворялась и чьи-то безликие руки принимали ребёнка.
Есть исторические факты, что матери нарочно ранили детей, оставляя на лицах шрамы, чтобы следить за судьбой ребёнка.

Уинтерсон пишет, что матери ранят дочерей в ответ, чтобы те всегда могли найти дорогу домой.

Дорогу к маме.

Интересное по теме: Бессовестная

Простая фраза, которую мы произносим время от времени: «Я хочу домой», на самом деле означает: «Я хочу к маме.»

В сказкотерапии есть архетип — хранительница очага. Женское тело — это дом, а материнское тело — очаг, к которому мы возвращаемся или, наоборот, ищем всю жизнь. Ощущение бездомности у женщин — ощущение безМАМности.

Наверное, именно поэтому так много обид между мамой и дочерью.
Обидами мы пытаемся залечить раны. Но они лишь каменеют с годами. Их тяжело носить и мы выстраиваем стену между нами и мамой, преграждаем дорогу домой, дорогу к маме.

Вам что-нибудь отзывается? Что вы чувствуете сейчас?

Автор: психолог Юлия Петрова

Фотография: Matthew Waring, Unsplash