Дверь, которая открывалась в часовню Святого колодца с лестницы, была императорской и предназначалась для императора. За ней ухаживали привратники, "остиарии" - дворцовые евнухи, которым платил непосредственно император 5 милиаресий в год из императорского кошелька. Вероятно, это было не все их жалованье, скорее их следует рассматривать как чаевые от самого императора. Помимо того, что остиарий обслуживал дверные проемы, он также представлял посетителей императору и императрице во дворце и носил жезлы. «Остиарий» был придворный титул. Дверной проем был завешен занавесями и лампами.
Внизу еще одно изображение 19 века заднего входа в часовню Святого колодца собора Святой Софии. Над воротами вы можете видеть в окне дверь, которая вела на винтовую деревянную лестницу. Сейчас она открывается в пустое пространство. Во времена османской Империи тела перед погребением клали на капители двух колонн. Видно, как высоко поднялся уровень земли с 6 века. Колоннада датируется византийскими временами.
Совсем рядом с дверью часовни находилась императорская раздевалка, "Метаторий", которая была возведена в дальнем юго-восточном углу церкви. Она была расположена между квадратной колонной и круглой колонной справа. По разметке на полу до сих пор можно разглядеть, где четыре больших аркады с колоннами отделяли площадь метатория от остальной части церкви. Галерея имела мраморный парапет с резными панелями, мраморную балюстраду и шелковые шторы, доходившие до верха нижней оконной рамы. Дверной проем был расположен в середине аркады, отметки петель все еще там, указывающие на то, что дверь открывалась внутрь. Она, должно быть, была сделана из латуни или дерева.
На дальней восточной квадратной колонне есть отверстия на высоте около трех с половиной метров, в которые устанавливались карнизы для штор. Дверь в южной стене вела к частному проходу и лестнице. Император или императрица могли подъехать верхом прямо к внешним дверям. Слуги имели возможность легко обслуживать метаторий не заходя в церковь.
Внизу изображена большая квадратная колонна, которая была левой стороной Императорского метатория. Вы можете видеть отметки на правой стороне, где к ней были прикреплены какие-то предметы - возможно, карнизы для штор. Внизу все еще можно увидеть, что к основанию колонны был прикреплен парапет, в котором было выдолблено пространство. Метаторий был примерно той же высоты, что и османская стена с нишей в ней.
В крайнем левом углу находится вход в часовню Святого колодца.
Днем метаторий был ярко освещен. Здесь было достаточно места для хранения облачений и корон. Император и императрица здесь переодевались, смотрели или слушали литургию.
Здесь же были переносные троны, стены были отделаны дорогим красным шелком. В метатории устраивались трапезы с членами двора после служб, пространство идеально подходит для длинных мраморных столов.
Первоначальный метаторий, возможно, не пережил латинскую оккупацию. Один автор утверждает, что из него были взяты две красивые порфировые панели с крестами на амвоне справа от Святого Марка. Он говорит, что они идеально вписываются в пространство между колоннами метатория.
Известно, что метаторий был построен из дерева для коронации Мануила II и представлял собой временное сооружение. Возможно, также существовал метаторий меньшего размера в южной колоннаде нефа. Там есть знаки, которые могут указывать на трон и небольшую занавешенную зону. После 1261 года династия Палеологов посещала собор Святой Софии нечасто, примерно шесть раз в год по праздничным дням, а также на Пасху и Рождество. Было два случая, когда император оставался на ночь в церкви в южной галерее. Коронации были редкими церемониями, которые требовали особой подготовки и временных сооружений в церкви, включая сооружения в нефе, похожие на трибуны, для певцов и особых гостей.
Император обычно входил в Собор Святой Софии через Святой колодец. Центральными дверями он пользовался только в особо торжественных случаях. Император поднимался и спускался по деревянной лестнице, как того требовала церемония.
Часто он направлялся из нефа или святилища в южную галерею, где находилась императорская часовня. Лазать вверх и вниз в тяжелом императорском облачении весом до 30 кг, должно быть, было утомительно, поэтому, возможно, он иногда пользовался носилками.
Ниже приведено другое изображение порфировой кафедры. Так она выглядела в византийское время в соборе Айя-София. Первоначально она было в виде шатра и закрыта занавесями - точно так же, как Императорский метаторий.