Примерно каждый третий гражданин в России имеет автомобиль, и практически все владельцы этих автомобилей управляют ими сами, т.е. выступают в роли водителей. А каждый водитель обязан соблюдать Правила дорожного движения (сокращенно их называют ПДД), которые утверждены Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (в настоящий момент действует редакция от 24.10.2022 года). Однако не только водители, но и пешеходы, которыми являются в тот или иной момент абсолютно все люди, должны знать и помнить эти же самые Правила, потому что безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей. И негативные риски также присутствуют у обеих сторон.
Но все ли хорошо их знают? Не покривим душой, если предположим, что даже у профессиональных юристов ПДД «от зубов не отскакивают».
В этой статье предлагаем вспомнить некоторые пункты Правил, в частности, которые касаются пешеходов и водителей на дорогах. Потому что довольно часто виновными в ДТП являются именно пешеходы, переходящие улицу на красный свет или в неположенном месте. Некоторые даже банально забывают, что, если переходишь дорогу, нужно смотреть по сторонам, ведь из-за поворота может неожиданно появиться машина. И тогда уже поздно будет смотреть на нее. С другой стороны, довольно часто можно видеть, как водитель того или иного авто совершает странные маневры (мы не говорим о лихачестве или иных проявлениях опасного вождения), - один заезжает на пешеходный переход несмотря на то, что впереди затор, а другой, завидя пешехода, «за километр» до него останавливается и ждет, пока пешеход пересечет многополосную дорогу, хотя мог «десять раз уже проехать».
Как же правильно нужно вести себя и пешеходам, и водителям на дороге?
Обязанностям пешеходов в ПДД посвящен раздел 4. Не станем его приводить полностью, напомним лишь самые банальные, но и как ни странно, самые нарушаемые правила:
• пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин;
· в местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами светофора (пешеходного или, если он отсутствует, транспортного).
· при переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
· ожидать трамвай/автобус/такси не на дороге, а только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, на тротуаре или обочине. Выходить на проезжую часть лишь после остановки транспортного средства, а не заранее.
Правилам поведения водителей на пешеходных переходах и остановках маршрутного транспорта, посвящен раздел 14 ПДД.
Подробно остановимся на следующем правиле - п.14.1:
· водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Вот на этом правиле многие, если так можно выразиться, спотыкаются. Кроме того, нам известны случаи, когда сотрудники ГИБДД, пользуясь неглубоким знанием водителями ПДД в редакции от 24.10.2022г., составляют постановления о якобы имевшемся нарушении п.14.1.
Однако, понятие «уступить» не предполагает, завидя пешехода, обязательной остановки транспортного средства. Согласно п.1.2. ПДД водитель должен не создавать помех пешеходу, т.е. не должен вынуждать пешехода снизить скорость своего движения или свою траекторию.
Ниже разберем как нужно пропускать пешеходов по Правилам с приложением схем:
· водитель подъезжает к переходу и видит, пешеход уже начал переход. Если он ещё не на проезжей части или не на той полосе, по которой едет конкретный автомобиль, то обязанность уступить тому дорогу у водителя не наступила (посмотрите схему №1).
· водитель обязан остановиться или снизить скорость так, чтобы пешеход перешёл дорогу, не изменив ни траекторию движения из-за движущегося авто, ни скорость (важно - если пешеход передумал переходить дорогу, а не испугался резкого торможения, и таким образом изменил траекторию и скорость, вины водителя здесь не будет (посмотрите схему №2).
· как только пешеход покинул место пересечения траектории конкретного авто, водитель может ехать. Обязанности дожидаться, когда пешеход покинет проезжую часть полностью, у водителя нет (посмотрите схему №3).
Конечно, в теории все «красиво», а на практике есть камеры, которые фиксируют пешехода и авто рядом с ним и как следствие «прилетает» штраф.
Что делать? Можно, конечно, создавать пробку и помехи другим водителям, останавливаясь на каждом многополосном пешеходном переходе, а можно, и безусловно, это будет правильно, - обжаловать Постановление о привлечении к административной ответственности за «нарушение» п.14.1. ПДД.
Успех такого обжалования вполне достижим, так как еще в 2018 году Верховный суд РФ указал на то, что «автолюбителей нельзя привлекать к административной ответственности на основании одного только протокола ГИБДД. Важно доказать (а бремя доказывание возложено на ГИБДД, а не на водителя) сам факт совершения правонарушения». К таким доказательствам, помимо фото и видеофиксации, относятся показания свидетелей и/или потерпевшего (т.е. пешехода, которому не уступили дорогу).
Другая ситуация, о которой шла речь в начале статьи, - водитель заезжает на пешеходный переход при наличии затора за его пределами. Вот такое поведение является грубым нарушение п.1.2. и п.14.1. ПДД, т.к. своими действиями водитель перегораживает пешеходный переход, т.е. изменяет траекторию движения пешеходов и снижает скорость их движения, - наказание в виде штрафа от 1500 до 2500 рублей.
Всем удачи на дорогах и помните, Правила созданы для того, чтобы их СОБЛЮДАТЬ! Эта банальная истина позволяет сохранить здоровье и продлевает жизнь!
Благодарим за внимание!
Не забудьте подписаться на канал и оценить статью, поставив внизу "лайк", если она вам была полезной или интересной.
авторы-юристы ООО «Объединение ПРИАМ&студия И2»
e-mail: info@priam-i2.ru тел. +7 968 866-0862