Рассказываем, какие бывают грузовые вагоны
Смотришь порой на товарный состав, и становится интересно: что же везут через всю страну в этих многочисленных вагонах и почему они такие разные? На самом деле основных видов грузовых вагонов не так уж и много, но в зависимости от назначения они могут отличаться друг от друга и внутри вида.
Крытые вагоны
Название говорит само за себя: это вагон из дерева и стали, закрытый со всех сторон. Грузы, которые в нём находятся, надёжно защищены от осадков и кражи.
Крытые вагоны бывают универсальными и специальными. В универсальных везут не самые прихотливые грузы вроде зерна, для которых важна лишь крыша, у специальных же есть дополнительные устройства. Например, в вагоне для перевозки скота имеются вентиляционные и сливные отверстия, кормушки и служебные помещения, а в вагоне-автомобилевозе — двухъярусный кузов и торцевые двери.
К крытым вагонам можно отнести и вагоны-рефрижераторы, об истории которых мы подробно рассказывали в нашей статье.
Полувагоны
Полувагонами называются вагоны без крыши. В них возят грузы, которым атмосферные осадки нипочём: щебень, руду, брёвна, уголь и другие материалы.
Кузов вагона может быть цельным или с люками и раскрывающимися торцевыми стенками. Если люк есть, разгрузка производится через него, если же нет — используется вагоноопрокидыватель.
Цистерны
Пожалуй, самые узнаваемые грузовые вагоны — цистерны. Они нужны для перевозки жидкостей, а также мелких порошков вроде муки или цемента.
Нефтепродукты перевозят в цистернах общего назначения, для всего остального нужны специальные, которые отличаются друг от друга материалом и оборудованием. Например, для перевозки сжиженного газа используют такие, в которых жидкости находятся под давлением, а для транспортировки агрессивных кислот — цистерны с котлом, изнутри покрытым защитным слоем.
Также у цистерн может быть термоизоляция для поддержания температуры скоропортящихся товаров или теневая защита от перегрева.
Платформы
Платформа — это открытый вагон для перевозки длинных или очень крупных грузов: лесо- и пиломатериалов, труб, машин.
У универсальных платформ есть откидывающиеся борта, а у специальных — крепления для грузов. Платформа, на которой перевозят контейнеры, называется фитинговой.
Хоппер
Как и цистерну, хоппер очень легко узнать по его необычной форме. Это вагон в виде воронки, его торцевые борта расположены под углом. Хопперы быстро разгружаются: в нижней части кузова есть люки, если их открыть — груз просто высыпается наружу.
Хопперы по аналогии с крытыми и полувагонами бывают с крышей или без неё в зависимости от того, что именно в них везут.
При ремонте железных дорог используют хоппер-дозатор, который частями выгружает на пути, например, щебень.