Найти в Дзене
Сергей Михеев

Если не будет работы в малых городах, никакие фонтаны не спасут

Премьер-министр Михаил Мишустин в поездке по Дальнему Востоку и Сибири, первая точка - Владивосток. Он выступает на пленарной сессии форума «Развитие малых городов и исторических поселений». Четыре дня продлится дальневосточное турне Мишустина, также будут Улан-Удэ, Горно-Алтайск и Норильск. Выступая на пленарном заседании, премьер сказал, что достаточно активно идет перевод жилых фондов, которые были признаны аварийными до 2017 года. Людей перевозят, дают им новые квартиры в благоустроенных домах, ведется достаточно активная работа по этому направлению. Но в то же время, говоря об обустройстве небольших городов, Мишустин сказал, что фонтан на центральной площади, пусть и красивый, может не обрадовать горожан. Должна быть обратная связь от жителей этого города (поселка) по благоустройству, что нужно активнее привлекать людей. Я знаю в общих чертах, как это происходит. Приезжают люди и опрашивают местных жителей, например, нужна ли реконструкция набережной реки. Они собирают людей, администрацию, опрашивают, потом составляется план реконструкции набережной. Но дальше всё зависит от финансовых возможностей администрации города (поселения). Получается, люди выскажут свое мнение, что они хотят видеть: новые лавочки, новый сход к воде и т.д, а у администрации просто не может быть средств на это. Обратная связь есть, а по итогу не совсем так может получиться.

Сергей Михеев: Обратная связь вроде как есть, а денег вроде как нет (смеется). «Время, которое у нас есть, - это деньги, которых у нас нет», - Остап Бендер так говорил. То, что Мишустин уделил внимание форуму малых городов, и то, что он об этом говорит, и что-то делается (проекты и программы), – всё очень хорошо. Россия, которая стечется в 5-6 крупных мегаполисов - а такая концепция у наших либералов была, и некоторые из них остаются на своих должностях - такая концепция Россию, конечно, убьет. 5, 6, пусть 8 или 10 мегаполисов, которые, как пылесосом, вытянут всё население России, а всё остальное будет пустовать или заселяться мигрантами в лучшем случае, а в худшем случае умрёт. Почему была такая концепция? Понятно. Во-первых, с геополитической точки зрения ослабляет Россию и делает её практически недееспособной. Во-вторых, с финансовой точки зрения гораздо удобнее банкам и финансистам, когда всё крутится в пяти, шести, максимум 10-и крупных точках. Для этого бизнеса был бы плюс, а для страны это путь в никуда. Замечательно, что Мишустин этому уделяет внимание.

Но здесь главная проблема вот в чем: малые города и сельская местность вымирают по одной простой причине – там не стало работы, потому что градообразующие предприятия, которые когда-то были, за 30 лет, в основном, поумирали (не везде, конечно, но в огромном количестве), или исчезли полностью, или сократились. А наладить экономику туризма, сферу услуг для туристов – не под силу всем малым городам. Есть «Золотое кольцо», есть туристические места и маршруты, которые в последнее время стали активно развивать. Я думаю, это менее 10% от всего объема малых городов в России. Главная проблема - это создание рабочих мест, условий для возрождения производства или экономики, которая с производством не может быть связана напрямую, но может быть связана с чем-то другим.

Я не раз говорил в период ковидных карантинов, которые мне никогда не нравились, что у любой проблемы и трудностей есть свои плюсы, которые по уму можно было бы использовать. Меня цифровизация как тотальная идея не радует, но как способ организации рабочих мест на удаленных от больших городов территориях - почему бы и нет. Любой инструмент можно применять во благо, а можно в разрушение. Для малых городов и сельских местностях актуально, в первую очередь, воссоздание производственных мощностей. Кроме всего прочего, актуально создание такой экономики (что Мишустин очень любит - всякие цифровые платформы и т.д.), которая позволяла бы им жить в своем городе, не переезжая в большой мегаполис. Переезд в большой мегаполис - это всегда огромное испытание: как ты устроишься? Что будешь делать? Многие, переехав в большой мегаполис, потом всю жизнь или полжизни продолжают мучиться, если, например, личная жизнь не сложилась и пр. Те, кто поглупее, доказывают, что всё хорошо; те, кто поумнее, признают, что мучаются, а вернутся некуда, потому что там пустота, нет ничего или почти ничего. Мне кажется, что это было бы очень серьезной и амбициозной задачей, чтобы переосмыслить пространственное развитие России и в том числе на основе новых цифровых технологий. Если не будет работы в этих городах и весях, никакие фонтаны и набережные не спасут.

Во Владивостоке Мишустин пообещал разместить на сайте правительства вакансию: «Требуются сотрудники в порт в бухте Суходол Приморского края». Видео с заявлениями премьер- министра есть на нашем Telegram-канале «Вести FM+». Мишустин говорит: «Скажите, и мы на сайте правительства вывесим. Всем, кто хочет работать в порту Суходол, предлагаются условия. Тем, кто не живет в Приморском крае, оплачиваем три года проживания; доставка автобусами, питание есть, временный жилой городок, заработная плата на 15-20% выше, чем [я так понимаю в среднем по Приморскому краю]». Мишустин уже берется за работу по публикации вакансий. Может быть, действительно, либо зарплату чуть-чуть поднять (но где эти деньги взять?), либо чтобы информирование было более развитым?

Сергей Михеев: Здесь со всех сторон надо подходить. Вопрос все-таки в целях. Такая страна, как Россия, не может позволить себе жить в рыночной парадигме, то есть нужен рынок, конкуренция, частное предпринимательство. Но, если вся шкала «хорошо или плохо», «добро или зло» упирается в доход или недоход, то это конец, она постепенно будет разлагать. Надо поставить цель: сохранение коренного населения на местах, его преумножение, развитие малых городов и т.д. Исходя из этой задачи и подбираются инструменты. Хороши все инструменты, которые позволяют эту задачу выполнять. А если отскок всё время будет от того, какой бизнес сколько заработает, то задача не будет выполняться. Одна из причин - это миграция. Во многих малых умирающих городах сфера услуг практически полностью оккупирована мигрантами, которые неизвестно откуда взялись. Это какая-то необходимость для России? Нет. Просто они более мобильные, на первом этапе менее прихотливые, сбиваются в организованные группы, коррумпируют местных чиновников. Хотите или не хотите, но это правда!

Поэтому, когда ставятся задачи, надо понять, что важнее и в чем измеряется результат. Он измеряется в показателях статистики, в циферках, или в реальном времени и на реальной земле? Если ваш малый город будет существовать, но его население исчезнет, а в циферках у вас будет: «что-то крутится, торгуется, шаурма продается», толку от этого не будет. Я уж не говорю о создании всевозможных анклавов и «пятой колонны» внутри страны, которые неизвестно как сработают в случае проблем. Это тоже надо понимать.

Поэтому здесь вопрос в том, какие стратегические задачи ставятся, а потом подбираются инструменты. Инструменты нужны такие, которые не просто покажут статистику, а действительно по сути будут решать проблему. Как говорят юристы: «есть дух закона, а есть буква закона». Иногда исполнение буквы закона противоречит его же духу. Чтобы этого не произошло, надо то и другое сочетать. Что касается информирования и доведения до людей информации, то да, это нужно. Здесь любимые премьер-министром информационные технологии могут пригодиться.